Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

2000, N3(9)

БЕЛАРУСЬ БЕРЕМЕННА ПЕРВЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ. КТО ИМ СТАНЕТ?

Одним диктаторам, чтобы достичь всей полноты власти, необходимо больше времени, другим - меньше. Но общей составляющей их политики является ложь и клевета на своих политических оппонентов. Так было накануне президентских выборов в 1994 году и, вероятнее всего, будет в 2001 году, только с ещё большим размахом. Пока трудно сказать, какая "голландская утка" пролетит по страницам газет, контролируемых администрацией президента, но что она появится - сомневаться не приходится: в этом году Беларусь должна "родить" второго президента. Кто им станет? Поживём - увидим.

У диктаторов две головные боли - свободная печать и парламент. Борьбу с ними А. Лукашенко начал одновременно, причём сразу после своего избрания. В 1995 году проявлением этой борьбы стали действия, направленные на срыв парламентских выборов, недопущение избрания депутатами политических оппонентов и вообще нового состава Верховного Совета. В 1996 году, после того как, несмотря на ложь и клевету, ему не удалось достичь полной победы, новым этапом борьбы с Верховным Советом стал референдум, который призван был узаконить превращение парламента в бесправный придаток исполнительной власти.

Публикуемые здесь документы имеют своей целью напомнить читателям журнала историю становления так называемого чёрного пиара в Беларуси.

Редакция

Беларусь, пожалуй, одно из немногих молодых суверенных государств, образовавшихся на обломках бывшего СССР, где все еще сохраняется общественная стабильность. Несмотря на то, что Беловежская пуща, этот экзотический заповедник республики, стала в декабре 1991 года местом, где Б.Ельцин, Л. Кравчук и С.Шушкевич поставили крест на могиле СССР и объявили всему миру о создании СНГ, именно здесь спустя три года, в декабре 1993-го, был отправлен в отставку один из участников "тайной" беловежской вечери. С точки зрения де-факто спикер парламента Станислав Шушкевич потерпел фиаско из-за парламентского скандала, разразившегося после выдачи литовским властям двух лидеров запрещенной в Литве компартии - Буракявичуса и Ермолавичуса. В действительности же парламент с высокой степенью точности реализовал то, что втайне желали большинство граждан Беларуси. Они были не согласны с тем, как некорректно и настойчиво Шушкевич вместе с парламентской оппозицией насаждали идею национального самосознания, которая переросла в откровенный национализм и русофобию. Шушкевич не стеснялся в своих высказываниях оценивать армию, государственную спецслужбу, полицию по степени белорусскости, то есть по существу - по степени национализма. Шушкевич позволял себе открыто и цинично называть русскоязычное население республики как "наиболее опасную часть граждан Беларуси:".

Кроме всего прочего, бывший спикер белорусского парламента, не выдвигая каких-либо серьезных и популярных идей, дистанцируясь от всякой ответственности в государственных делах, стал неугодным и для националистов, и для коммунистов. И все-таки, справедливости ради, Станислав Шушкевич кое-что сумел сделать за свои два года в качестве спикера парламента. Именно благодаря ему, сыну поляка-католика и польской еврейки, в православной Беларуси были открыты более двухсот католических костелов, а православных церквей лишь два десятка. Такой вектор направленности Шушкевича диссонировал с тем, что желала и желает большая часть населения республики - это ориентация на Россию, с которой Беларусь была связана своей многовековой историей.

Полная противоположность экс-спикера - белорусский премьер Вячеслав Кебич, которого называют новым белорусским Машеровым. Его политические и экономические ходы за последние годы были детально просчитаны и в тактическом смысле безупречны. Отступая в малом, ему всегда удавалось выдерживать свою стратегическую линию, которая позволила решить один из самых сложных замыслов - это заключить экономический и денежный союз с Россией. Этим решительным шагом премьер начал процесс объединения малосостоятельных государств, образовавшихся после развала монстра - СССР, и породил, таким образом, много противников и откровенных врагов, и не только в Беларуси. Удивительным является то обстоятельство, что премьер свой приоритетный план решал параллельно с укреплением связей Беларуси с некоторыми странами Западной Европы. Удерживая за счет неимоверных усилий стабильность в государстве, он добился от них ряда кредитных линий, которые не позволили окончательно парализовать финансовую систему, промышленность и сельское хозяйство Беларуси в условиях кризиса. Некоторые эксперты считают, что Беларусь - наиболее благоприятная республика в постсоветский период, в которую целесообразно инвестировать иностранный капитал. Белорусский премьер к экономическим реформам относится в меньшей степени с романтизмом, чем с реальным практицизмом. Поэтому не случайно, что в республике в отличие от многих стран СНГ отношение населения к необходимости проведения реформ остается позитивным. Вячеслав Кебич, несмотря на жесткую критику со стороны парламентской оппозиции, все эти годы последовательно действовал в русле известной славянской пословицы (поговорки): "Тише едешь - дальше будешь". Благодаря этому принципу Беларусь избрала свой путь реформ, носящий мягкий, эволюционный характер, который учитывает социальные проблемы населения и представляет собой нечто среднее между "шведским социализмом" и "китайским капитализмом". В. Кебич и его кабинет еще в 1991 году почувствовали всю опасность для экономики Беларуси, которая скрывается за разрывом экономических связей с Россией и другими государствами СНГ. На протяжении нескольких лет он последовательно добивался восстановления интеграционных связей, прежде всего с Россией, куда экспортируется 60 процентов продукции Беларуси. Эта тихая и живописная республика была огромным сборочным цехом и интеллектуальным, научным центром военно-промышленного комплекса бывшего СССР.

Сейчас, когда договор об экономическом и денежном союзе России и Беларуси подписан, а отношения этих двух государств приобретают конфедеративный характер, тысячи тракторов, автомобилей, холодильников, телевизоров и другой белорусской продукции пойдут эшелонами на восток, на российский рынок. Россия благодаря этому договору получит возможность реализовывать свои геополитические интересы в Западной Европе. Именно белорусский премьер стоял у истоков этого исторического события, именно он в очередной раз доказал, что является политиком-реалистом, наиболее авторитетной фигурой в Беларуси и в странах СНГ.

В то время, когда В.Кебич в изнурительном марафоне вел переговорный процесс с Россией, белорусский парламент завершил свою самую длительную пятимесячную сессию. Несмотря на то, что она была 13-й по счету, вопреки прогнозам, оказалась самой результативной. Парламент после двухлетних дискуссий, которые практически завел в тупик экс-спикер Станислав Шушкевич, все-таки принял новую Конституцию республики и объявил о выборах 23 июня 1994 г. первого Президента, а осенью того же года досрочные перевыборы парламента.

С 1990 года и до настоящего времени политическая жизнь в республике носила вялотекущие формы. Беларусь осталась единственной в СНГ, где у власти сохранились парламент и правительство, избранные еще при существовании СССР. С избранием первого Президента эта республика должна из парламентской стать президентской. В предвыборную гонку на этот пост включились несколько кандидатов: премьер Вячеслав Кебич; экс-спикер Станислав Шушкевич; мэр провинциального белорусского городка Геннадий Карпенко; лидер парламентской оппозиции Зенон Позняк; один из сопредседателей коммунистической партии Василий Новиков и директор крестьянского кооператива Александр Лукашенко. Наибольшие шансы стать Президентом, как считают местные эксперты, имеют В.Кебич и А.Лукашенко. Первый имеет среди населения имидж прагматика, энергичного руководителя. Второй внезапно взлетел на Олимп популярности из-за скандальных дел по коррупции в период парламентских слушаний по этому вопросу. Хотя ни одно из предложенных парламенту коррупционных дел не доказано прокуратурой, Лукашенко приобретает имидж народного заступника, который в своей предвыборной платформе использует единственный лозунг "Не дам разворовать страну". В условиях обнищания населения этот примитивный тезис действует на некоторых избирателей как наркотик, вызывающий ностальгию по распределению материальных благ поровну из государственной "кормушки". В случае избрания Лукашенко президентом многие серьезные аналитики считают, что Беларусь ждёт полоса нестабильности и политической непредсказуемости. Импульсивный, взрывоопасный, не искушенный в большой политике, директор крестьянского кооператива может существенно разрушить все то, что создавало Беларуси репутацию умеренной и вполне благоприятной для социально ориентированных реформ республики. Независимо от того, в интересах какой кандидатуры избиратели сделают свой выбор 23 июня с.г., важно понимать, что в Беларуси начались реальные демократические перемены.

(Перевод на русский - В. Ганищева ИТАР-ТАСС. Текст из газеты "Amsterdamm guiere" №36, 12 мая 1994 г., автор A.Van-Berst", Голландия, Амстердам).

Напечатано в газете "Рэспублiка", 15 чэрвеня 1994 года и других республиканских газетах


Содержание номера