Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

2002, N2(13)

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ НА ТЕМУ: "ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА"

Ведущий Круглого стола - Сергей КОРЧИЦКИЙ, главный редактор журнала "Теократия".

Участники беседы за Круглым столом:

Отец ИГОРЬ (Адрианов) - заместитель декана теологического факультета Европейского гуманитарного университета.

Отец АНАТОЛИЙ (Парахневич) - ксендз-магистр теологии, старший преподаватель Европейского гуманитарного университета.

Александр Владимирович ДУБРОВСКИЙ - магистр гуманитарных наук, преподаватель Теологического института Союза Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь.

Сергей КОРЧИЦКИЙ: Вопрос о роли религии и Церкви в обществе не нов и волновал многие умы. Например, известный польский писатель-фантаст Станислав Лем считал, что религия не выполняет в обществе никакой позитивной функции. В "Сумме технологии", описывая мир гомеостатов, он утверждал, что религия появилась в качестве компенсаторного фактора, чтобы эти существа не чувствовали себя ущербными, лишёнными знаний, физического совершенства и т.п. Однако историческая практика развития человечества свидетельствует, что общество не может обойтись без религии и религиозной эсхатологии - хотя бы их суррогатов в виде коммунистических идей или демократических учений. Что бы ни говорили, но в обществе Церковь воплощает наиболее значимые для него нравственные ценности: доброту, веру, любовь к ближнему, надежду. Очень важно, что именно Церковь способствует моральной преемственности поколений, без чего невозможно не только развитие, но и сохранение самого общества. Известный английский философ Кристофер Доусон как-то сказал, что общество, лишённое религии, утрачивает высшие культурные ценности и свою социальную жизнеспособность.

Отец ИГОРЬ: Не только современное общество и человек не могут обойтись без религии. История вообще не знает примеров существования человеческого общества без религии. Изучение культуры и быта примитивных первобытных племён свидетельствует, что уже у них были религиозные верования, пусть в не развитой форме, но были. Тем более нуждается в религии современное общество. В 1985 году известный советский учёный-ядерщик, академик Евгений Велихов, неожиданно для всех сказал (и это напечатала газета "Известия"), что XXI век будет веком религии - или его не будет вообще. И ещё один интересный пример. Когда американский президент Рональд Рейган получил возможность поздравить советский народ с Новым годом, то своё выступление он закончил словами: "Да благословит Вас Господь". Для многих это был гром средь ясного неба: они не думали, что президент такой могущественной страны, как США, верит в Бога. Всё это лишний раз свидетельствует о том, что потребность в религии, в вере есть в душе любого человека. Если у людей нет возможности удовлетворять потребность в религии нормальным образом, тогда появляются её суррогатные формы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть любой европейский журнал: в них можно найти разного рода гороскопы, описание гаданий, предсказания и т.п. Людям необходимо чем-то заполнять духовную пустоту. Человек нуждается в Боге, но пока у него нет ясного представления о нём, пока ему об этом не сказали должным образом, это приводит к появлению совершенно удивительных неоязыческих культов.

Отец АНАТОЛИЙ: Всем известно, что неверующих людей в мире нет. Только одни верят в то, что Бог есть, другие - что его нет. Однажды мне пришлось беседовать с одной учёной дамой, кандидатом математических наук, которая в конце нашего разговора заявила, что христианство вообще человечеству ничего не дало. Можно подумать, что она никогда не видела множества архитектурных памятников, разбросанных по всей Беларуси, которые являются одним из наглядных свидетельств того, что дало христианство нашей стране. То же самое можно сказать и о музыке. Действительно, сейчас пустоту в душах людей пытаются заполнить представители всевозможных культов. В последнее время появилось множество псевдорелигиозных книг, одна из которых называется "Откровения ангелов-хранителей". В этом многотомном издании говорится, что и сотворение мира, и вообще всё, что есть на земле - это дело рук ангелов-хранителей, а не Бога. И, как ни печально, многие люди зачитываются такими книгами. Я, как и многие другие, воспитывался в духе коммунистической идеологии. И мне, студенту духовной семинарии, учившемуся в Польше, было удивительно услышать мнение преподавателя этики, который сказал, что в мире есть только общечеловеческая этика, христианская, а всё остальное - это идеология. Первоначально у меня это утверждение вызвало несогласие. Я-то ведь знал, что есть моральный кодекс строителя коммунизма и всё такое прочее. И только позднее я убедился в том, что тот же кодекс есть перефразированные десять заповедей Божьих. Люди всегда находятся в поиске. И тем из них, кто уже пришёл к Богу и познал его, не нужны суррогаты веры, которые им предлагаются.

Александр ДУБРОВСКИЙ: Я полностью согласен с мнением моих коллег, что неверующих людей нет, несмотря на наличие атеистической идеологии. Когда-то у нас существовало такое понятие, как "научный атеизм", хотя что в нём было научного, для меня до сих пор остаётся загадкой. В структуре сознания отдельного человека и общества в целом всегда присутствует сфера ультимативного, т.е. в душе человека есть сфера, которая стремится к чему-то высшему и которая не может быть незаполненной. В индивидуальном сознании она заполняется суевериями и ложными верованиями, а на уровне общества, т.е. общественного сознания, это может быть идеология, которая навязывается людям через СМИ и телевидение или при помощи государственных органов власти в качестве обязательной - например, коммунистическая. Это представляет для общества большую опасность, так как сфера веры в высшее, в Бога заменяется догматической идеологией или только наукой. Особенно важна религия для развития культуры. Протестанты вообще не рассматривают религию как одно из проявлений культуры, для нас религия является той субстанцией, из которой и произрастает сама культура.

Сергей КОРЧИЦКИЙ: В последнее время, несмотря на огромные достижения человечества в экономике и науке, именно религия становится важнейшим фактором в развитии мировой политики. Конечно, история взаимоотношений Церкви и общества не всегда была безоблачной. Случалось, что Церковь подчиняла своей воле государство, общество и отдельного человека, не давала им свободно развиваться. Сегодня это имеет место в некоторых странах, где господствующей религией является ислам. Но подобные отношения в средние века знала и Европа. Впрочем, поскольку тогда религия выступала в качестве культурообразующего фактора, то именно из европейской теократии возникли современные европейские государства. Однако, несмотря на доминирование религии в жизни общества, уже в конце XVIII века французский просветитель и философ Франсуа Вольтер призвал "раздавить гадину", имея в виду Католическую церковь. Пожалуй, только сегодня сложились необходимые условия для гармонизации отношений между Церковью и религией, с одной стороны, и обществом и государством - с другой. Это стало возможным благодаря демократизации как самой Церкви, так и европейских государств. Большую роль в этом сыграл Второй Ватиканский собор (1962-1965 гг.), на котором была сформулирована новая социальная доктрина Католической церкви. Его решения сделали Церковь более открытой для общества. Важной вехой в развитии Церкви стало покаяние действующего главы Римско-Католической церкви Папы Иоанна Павла II за все прегрешения, которые она совершила. Это - антисемитизм, преследование инакомыслящих и т.п. Хорошо, если бы на подобный шаг решились главы и руководители других христианских и нехристианских Церквей. При этом следует иметь в виду, что подобные шаги могут привести если не к падению авторитета Церкви, то к изменению взгляда на её статус и место в современном обществе: от института, который является священным и недосягаемым, до обычного социального учреждения, которому, как и простому смертному, свойственны ошибки и прегрешения. Известный французский философ-неотомист Жак Маритен говорил, что Церковь - это не часть целого, и с обществом её сравнивать неправомерно, Церковь - это некая абсолютная сфера, это своеобразная закваска Царства Божьего на земле.

Отец ИГОРЬ: Для меня является очевидным, что в основе современного светского европейского права лежат нормы христианской морали. Это же можно сказать и о правах человека, которые составляют основу современной демократии: ведь именно христианская религия поставила человека в центр мироздания, выше которого есть только Бог. Христианство утверждает, что человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому христианская мораль стоит гораздо выше всех этик, существовавших во времена возникновения христианства. Возьмём, например, античную этику. Сколько выдающихся учёных, философов и поэтов дала Древняя Греция, но в то же время там имело место варварское отношение к рабам. Фактически хозяин мог сделать с ним всё, что хотел, в том числе и лишить жизни. Ветхозаветная мораль распространялась только на соплеменников, на людей одной веры. Поэтому с чужаками можно было делать то, что не было позволено делать со своими. И только христианство, утверждавшее, что человек создан по образу и подобию Божьему, применило золотое правило нравственности: не делай другим людям того, чего не желаешь, чтобы они сделали тебе. Более того, оно даже абсолютизирует эти нормы нравственности, делает их почти недосягаемыми, когда говорит, что надо любить врагов, и если тебя ударили по левой щеке, то подставь и правую щёку. Русские князья, которые приняли христианство, пытались сделать христианскую мораль нормой для государства. Князь Владимир, например, отменил смертную казнь. Первые православные русские святые, Борис и Глеб, будучи воинами, отказались применять против своих врагов оружие и были убиты. Поэтому не случайно многие современные понятия европейской демократии выросли из христианства и христианской морали. Естественно, что на этом пути встречались заблуждения и трудности, но нельзя имевшие тогда место ошибки оценивать с позиций сегодняшнего дня.

Отец АНАТОЛИЙ: Действительно, Второй Ватиканский собор стал большим событием в жизни Западной Европы, Католической церкви и всего христианства. Особо выделю решения, которые были приняты в защиту людей труда. Что касается покаяния Папы Римского, то это призыв ко всем христианам, чтобы они покаялись за то, что допускали в своей жизни какие-то прегрешения, чтобы они изменили свою жизнь. Когда заходит разговор об ошибках Католической церкви, то ей практически всегда ставят в вину инквизицию, хотя она и не была изобретением Церкви, поскольку берёт своё начало в гражданском праве германских варварских племён. Люди почему-то не хотят брать во внимание тот факт, что это были средние века, что тогда было совсем другое историческое время и другая жизнь. И несмотря на то, что Церковь покаялась за прегрешения инквизиции, ей всё равно ставят в вину то, что происходило несколько веков тому назад. Что касается христианской морали, основу которой составляют десять заповедей Божьих, то она, конечно же, является основой современного европейского права. Иногда наши оппоненты говорят, что Библия ничему хорошему человека научить не может, поскольку там сплошь и рядом речь идёт об убийствах, избиениях и крови. Люди не понимают одной вещи, что в то время происходило великое переселение народов и тогда стоял вопрос так: ежели мы не добьёмся победы, то нас уничтожат. Интересно отметить, что многие люди почему-то считают, что Бог требует от них что-то делать, что он настаивает на своём, например, любить ближнего своего как самого себя. На самом деле Бог ничего не требует от людей, он только их призывает. В Новом Завете на примере жизни сына своего Иисуса Христа Бог показал нам, что мы должны делать и как нам надо жить.

Александр ДУБРОВСКИЙ: Согласно протестантским представлениям, Церковь имеет амбивалентную природу. Об этом не следует забывать, когда мы говорим о роли Церкви в обществе. С одной стороны, Церковь - это тело Христово, это духовная общность людей, верующих в Господа. С другой стороны, Церковь является организацией, которая, как и любая часть социума, живёт по своим собственным социологическим законам. И именно на этом уровне она неизбежно сталкивается с земными проблемами, наличие которых нам нужно признать. Мы должны перестать бояться этих проблем и научиться адекватно к ним относиться. Однако, памятуя об амбивалентной природе Церкви, мы не имеем права обожествлять "земную" сторону Церкви (например, подобное обожествление имеет место, когда провозглашается "непогрешимость" Церкви во всех её проявлениях).

Сергей КОРЧИЦКИЙ: Хотя в основе современной морали лежит мораль Евангелия, демократическое общество, подобно Эдипу, отвергшему свою мать, не хочет этого признавать. Я думаю, что это не пройдёт для него без потерь. Теперь я хотел бы затронуть антропологический аспект той проблемы, которую мы обсуждаем. Отношение человека к разнообразным правам и правилам может быть различным. Например, мы знаем, как открывать дверь ключом, но это не значит, что мы увлекаемся только дверью, впускаем её в своё сердце и видим её в своих снах. У человека есть естественные права, которые ему даны Богом, и только Бог может их отнять. Если это против воли Бога делает государство, значит, это государство авторитарное и даже тоталитарное. Роль религии заключается в том, что она даёт метафизические основания естественному праву и помогает переводить его во внутренний мир человека. Ценность только тогда становится для человека ценностью, когда он её духовно осмысляет и пропускает через свою душу и сердце. Безусловно, Церковь и государство должны сотрудничать друг с другом, поскольку без участия государства невозможно гарантировать человеку как его естественные, так и другие права, которые закрепляются в Конституции и других законах. Не следует забывать, что человек не только творение Бога, но ещё и гражданин своего государства. Поэтому конфронтация между Церковью и государством опасна хотя бы потому, что это вносит раскол в личность и сознание самого человека. Церковь должна быть отделена от государства. Это норма современного общества, но при этом государство не должно мешать Церкви выполнять духовную миссию. Такое сотрудничество государства и Церкви может обеспечить внутренне комфортное состояние души человека, поскольку в этом случае он не находится между противоборствующими сторонами. При этом государство не должно оказывать материальную поддержку Церкви, так как это подрывает её авторитет, или создавать для одной из них привилегированные условия. Мне кажется, что недавно принятые поправки к Закону "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" способны нарушить равновесие и единство, которые существовали в душах верующих, поскольку они не только верующие, но ещё и граждане своего государства.

Мне кажется, что тоталитарные секты всё же лучше регистрировать, в противном случае за их деятельностью можно потерять всякий контроль. Что касается так называемых традиционных конфессий, то введение для некоторых из них каких-то ограничений недопустимо, так как это приведёт к ненужной конфронтации между Церковью и государством, государством и прихожанами.

Отец ИГОРЬ: Честно говоря, я боюсь, когда в отношениях с государством употребляют слово "сотрудничество". Когда-то немецкий философ Фридрих Ницше называл государство "самым холодным из чудовищ". Даже самое демократическое современное государство часто подавляет человека. Когда человек соприкасается с государственной машиной, пусть даже самой совершенной, он чувствует себя незащищённым. История свидетельствует, что все государственные религии в конце концов рухнули. В XIX веке Папа Римский осуждал новые либеральные режимы, которые отделили Церковь от государства, но что бы тогда ни делала Церковь, отделение всё равно состоялось. Тогда лишь немногие говорили, что это нужно принять как должное, что это выгодно для самой Церкви. Или возьмём Россию, где, казалось, государство создало самые благоприятные условия для деятельности Православной церкви, где человек независимо от того, верил ли он в Бога или нет, должен был приносить на работу справку о том, что он совершил таинства исповеди и причастия. Но уже в начале XX века произошла страшная катастрофа - революция, и всё это в одночасье рухнуло. Поэтому я думаю, что не стоит излишне тосковать о сотрудничестве Церкви с государством, которое для неё часто заканчивается весьма плачевно. Самой лучшей моделью взаимоотношений Церкви и государства должно стать чёткое разделение сфер их деятельности. При этом государство должно уважать Церковь и гарантировать права верующему человеку. Во Франции, например, существует полное отделение Церкви от государства. В начале XX века Католическая церковь в этой стране испытывала огромные трудности в своём развитии, особенно после секуляризации церковного имущества. Прошло время, и сейчас французские католики очень довольны произошедшими переменами. Государство полностью обеспечивает их права, Церковь имеет духовенство в армии, родители-католики могут отдавать своих детей в католические учебные заведения, куда, к слову сказать, стремятся направить детей и неверующие, так как в них высокий уровень образования, больше нравственности в отношениях между учащимися и меньше наркотиков.

Александр ДУБРОВСКИЙ: Церковь Христиан Веры Евангельской также весьма скептически относится к возможности сотрудничества с государством, особенно после принятия новой редакции Закона Республики Беларусь "О свободе вероисповедания и религиозных организациях". Приняв этот Закон, государство продемонстрировало довольно слабое понимание ситуации, которая сложилась в религиозной сфере и во взаимоотношениях с церковью. В Беларуси начиная с XVI века Протестантская церковь является одной из традиционных конфессий, хотя сейчас она в большинстве своём представлена Христианами Веры Евангельской и Евангельскими Христианами Баптистами, а не кальвинистами. Протестантская церковь имеет много верующих, и они могли бы принимать более активное участие в жизни общества. Сегодня Церковь Христиан Веры Евангельской находится на распутье: уходить ли ей опять в подполье, как это было при советской власти и куда её почему-то толкают, или занять конструктивную позицию в обществе. Последнее, к сожалению, сегодня проблематично. Против своей воли верующий попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, он принадлежит церкви, а с другой - является гражданином общества. Передо мной лежат "Основы вероучения Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь". В главе, которая говорит о властях человеческих, написано, что "существующие власти установлены Богом. Признаём, что должно отдавать кесарево - кесарю, а Божье - Богу. В вопросах, не противоречащих Евангельскому учению, необходимо быть законопослушными гражданами". Вполне естественно, что истинно верующий человек не может быть законопослушным в тех вопросах, которые евангельским принципам противоречат. Зачем сегодня государству понадобилась конфронтация с верующими, для меня остаётся полной загадкой.

Отец АНАТОЛИЙ: Я не совсем согласен с утверждением, что всякая власть от Бога. Это справедливо только для той власти, которая верит в Бога и живёт по заповедям, данным Богом. Сегодня Католическая церковь считает, что Церковь должна быть отделена от государства, но при этом государство должно создать нормальные условия для совершения верующими религиозных практик и отправления культа.

Как-то незаметно мы перешли от разговора о духовных вещах к обсуждению административных отношений между Церковью и государством. На мой взгляд, принятие поправок в Закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" стало возможным из-за того, что мы плохо друг друга знаем, из-за нашей разобщенности. Я не считаю, что он даёт привилегию какой-то одной конфессии. По моему мнению, наше государство, со своей слабой демократией, принятием этого закона хочет внести элемент раздора в наши взаимоотношения, безответственно сыграть на чувствах верующих. Когда я слышу, что Католическая, Православная и Протестантские церкви - это Церкви-сёстры, то мне хочется сказать, что они плохие дети одной матери. Ведь никто не мешает нам лучше знать друга друга, но мы по-прежнему ничего не делаем в этом направлении. До принятия поправок в закон и после того, как это свершилось, мы так и не объединили свои усилия, не выступили вместе против этого. Протестантская церковь как наиболее активная выступила с протестом, католики ограничились написанием открытого письма, и на этом наши действия закончились. Мы забыли, что Иисус Христос - это голова, а мы его тело, что мы должны действовать сообща, что мы должны делать то, чему посвятили свою жизнь. Если мы пришли служить людям от имени Бога и именем Бога, то это мы и должны делать. Повторю ещё раз: от этого закона не выигрывает ни одна из традиционных конфессий в Беларуси, в том числе и православная.

Отец ИГОРЬ: Проблема взаимоотношений между представителями разных христианских конфессий, поднятая отцом Анатолием, мне представляется очень важной. Парадокс, но в советские времена, когда, казалось бы, для этого не было подходящих условий, представители христианских конфессий общались между собой больше, чем сейчас. Сегодня этого практически не наблюдается. Как у нас сегодня, например, проходит в Минске ежегодная неделя единства, молитвы единства с 18 по 25 января? Да, собственно говоря, никак. В соседней Польше католики, которые составляют большинство верующих в стране, приглашают к себе в храмы и православных, и протестантов. Они встречаются, вместе молятся и разговаривают друг с другом. У нас ничего этого нет.

Отец АНАТОЛИЙ: В первую очередь это должно происходить на уровне простых прихожан и священнослужителей. Например, у меня в приходе мы каждый год обмениваемся поздравлениями с протестантами. Мы не считаем зазорным или чем-то греховным пойти к ним и поговорить с ними. Своим прихожанам я говорю, что завтра у православных или у протестантов праздник, так вы сходите к ним на службу, поздравьте их с этим праздником, покажите им, что вы люди, что вы живёте на одной земле и что вам нечего с ними делить. Нам не нужно ждать момента, пока главы наших Церквей встретятся и благословят нас на это дело. Ведь мы родились на этой земле и здесь будем умирать. Мы дети одного и того же Бога и жалко, что не всегда это понимаем. Нельзя не только говорить, но и думать, что католик, к примеру, лучше православного, а православный - протестанта. И уж ни в коем случае мы не должны хвалиться друг перед другом своими успехами. Я считаю, что плоха та конфессия, которая хвалит саму себя. Надо просто дело делать, чтобы потом другие сказали - да, вот это истинные христиане, независимо от того, католики они, православные или протестанты, так как они живут по тем заповедям, которые дал Бог, они должны быть для остальных примером. И действовать надо было до принятия закона, а не сидеть сложа руки и говорить, что, мол, этот закон ставит православную конфессию в привилегированное положение. На самом деле это не так. Правда такова, что этот закон никому не принесёт ничего положительного.

Сергей КОРЧИЦКИЙ: В XX веке большое распространение получило экуменическое движение, которое имеет большое значение не только для мира в целом, но и для нас, страны, где большинство населения принадлежит к трём христианским конфессиям, которые можно сравнить с тремя спутниками, вращающимися вокруг Солнца Истины. Экуменизм - это естественное проявление тяги к единству как следствие любви, христианской добродетели. Об этом говорили многие философы, от Платона и до Тейярда де Шардена.

В современном мире мы сталкиваемся с поразительной минимизацией времени и пространства. В настоящее время объём информации, который наработало человечество за время своего существования, удваивается всего за четыре года. А что происходит с пространством? Мы думали, что живём в бесконечном мире, но оказалось, что он сузился до размеров коммуналки. Сегодня в Минске в воскресный день на улице могут встретиться две верующие бабушки, одна из которых только что вышла из костёла, а вторая - из расположенного напротив православного храма, а рядом с ними может находиться молодёжь, распевающая еврейские песни. Мы оказались в совершенно ином мире, и нам надо принять эту реальность и смириться с ней. Время прежних государств проходит, они становятся всё более либеральными. Движение к единству становится важнейшим фактором как в политике (я имею в виду процесс глобализации, который ведёт к образованию единого экономического и культурного пространства), так и в религии, что находит своё выражение в экуменизме. Но как далеко может и должен пойти процесс единения Церквей, в первую очередь христианских? К сожалению, очень часто существующие экуменические Советы превращаются в говорильню. Это относится и к Всемирному Совету Церквей. Хотя на его заседаниях не раз говорилось, что в объединительных усилиях Церковь не должна отставать от светских властей, эти правильные слова забывались сразу после окончания очередного заседания. Схожую ситуацию можно наблюдать и в Беларуси. Мне кажется, что Христианские церкви не должны останавливаться только на создании каких-то экуменических организаций, проведении общих конференций и семинаров. Должны быть определённые действия, и эти действия должны выражаться не только в проведении неких совместных практических мероприятий, но и в создании определённых рычагов давления на власть. Это означает, что Церковь должна, участвовать в политической деятельности. Не напрямую, конечно, - Церковь не должна говорить за кого нужно голосовать на выборах, а опосредованно, через прихожан, которые могут быть членами различных политических партий. И вообще, можно ли, не участвуя в политике, построить справедливое общество, Царство Божье на земле? В мире есть немало политических партий, в названии которых есть указание на их христианскую природу. Есть также правозащитные организации, которые защищают перед государством и права верующих. Сказанное даёт основание говорить о правомерности употребления словосочетания "христианская политика", "христианская демократия", "христианские партии". Мне кажется, что у нас в стране сложились необходимые условия для более активного включения верующих в политическую деятельность. Ничто в мире не делается вне провидения Божьего, но я думаю, что недавно принятый Закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" заставит задуматься религиозных деятелей над тем, что происходит в стране и, возможно, подтолкнёт некоторых из них к более активному участию в политической деятельности. Да и можно ли в этой ситуации проявлять пассивность? В истории Европы есть печальный пример, когда политика невмешательства Церкви, многих авторитетных церковных деятелей и просто высокопоставленных верующих христиан поспособствовала приходу к власти в Германии Адольфа Гитлера, принесшего столько горя, бед и страданий и католикам, и протестантам, и иудеям.

Александр ДУБРОВСКИЙ: Само понятие "экуменизм" сегодня многих отталкивает, так как оно себя во многом дискредитировало как среди прихожан, так и среди служителей Церкви. Несостоятельными оказались и организационные структуры экуменического движения, в которых оно пыталось себя реализовать. Наиболее плодотворная, на мой взгляд, форма экуменизма (о ней говорил отец Анатолий), которую следует поддерживать и развивать - это неформальный экуменизм на уровне рядовых верующих и священнослужителей. Чтобы неформальный экуменизм приобрёл ещё большую жизненную силу, нам сообща надо делать новые конкретные шаги для его дальнейшего развития. Например, почему бы протестантам не начать сотрудничество с католиками и православными в области богословского образования? Для нас это имело бы очень важное значение, так как в Беларуси протестантское богословское образование делает только первые самостоятельные шаги, и естественно, что на этом пути мы сталкиваемся с многочисленными проблемами. Полагаю, что формами такого сотрудничества могли бы стать совместно проведённые научные конференции, семинары, встречи, на которых мы могли бы обсудить не только проблемы образования, но и другие вопросы церковной жизни. Можно было бы установить и прямые контакты между нашими учебными заведениями.

Если говорить о политической деятельности Церкви, то мы - протестанты - находимся на распутье. Это наша внутренняя проблема, и проблема достаточно серьёзная. Сегодня среди служителей Церкви и верующих у нас есть немало сторонников достаточно активных политических действий конструктивного характера. Но есть немало людей, пассивных и в политическом, и в социальном плане. Пассивность эта носит объективный характер и является следствием их прошлой полуподпольной жизни. Хуже, когда пассивность демонстрируют отдельные руководители Церкви. Это приводит к появлению маргинальных структур, которые проявляют повышенную политическую активность, а иногда высказывают и идеи экстремистского характера, которые мы, естественно, не поддерживаем, так как Церковь Христиан Веры Евангельской по принципиальным соображениям выступает против любых проявлений политического экстремизма, в том числе и "христианского". На Западе этот вид экстремизма представлен так называемым движением "новых религиозных правых".

Отец АНАТОЛИЙ: Наша ошибка состоит в том, что решения экуменических проблем мы ждём от официально созданных организаций. На мой взгляд, больше пользы будет, если мы начнём решать эти проблемы, начиная с самих себя. В первую очередь надо научить своих прихожан уважать людей независимо от того, к какой конфессии они принадлежат. Это - самое главное. Это и будут первые реальные шаги в направлении экуменизма. Ведь простые верующие не знают этого слова, а если и знают, то не всегда понимают, в чём состоит сущность экуменизма. Почему-то многие православные верующие и даже священники, когда с ними заводишь разговор об экуменизме, считают, что Ватикан тем самым хочет подчинить себе всех православных. А ведь в экуменизме вопрос о подчинении кого-то вообще не стоит. На самом деле речь идёт о том, что мы должны уважать традиции и обряды каждой христианской конфессии.

Что касается участия в политике, то, конечно, я не могу высказывать свое мнение публично, во время службы, но если ко мне приходит прихожанин и хочет получить совет, как ему быть, я не могу сказать ему "нет" - мол, у тебя есть своя голова, думай сам - и отправить его домой. Я должен поговорить с ним. К сожалению, сейчас главным богом для людей становится Мамона. Я вспоминаю времена своей учёбы в Польше. Тогда, в 80-е гг., костёлы были переполнены, так как только там человек мог услышать голос правды. Все шли в святыни в надежде получить глоток свежего воздуха. После победы демократии, после того как люди получили возможность избрать демократическим путём Сейм и президента, в Польше всё переменилось. Людям, жаждавшим правды, показалось, что они её получили, и костёлы опустели - они стали им не нужны. И только теперь, когда оказалось, что и демократия не смогла решить все их проблемы и удовлетворить их потребности, люди постепенно стали возвращаться в храмы.

Священнослужитель не только принадлежит к какой-то конфессии, он ещё и полноправный член общества. И как член общества он, согласно конституции и законам этого общества, имеет полное право высказывать своё мнение и предпринимать действия по отношению к политике, которую проводит государство. Главное, чтобы деятельность священнослужителя не переходила за границы права и не перерастала в экстремизм.

Отец ИГОРЬ: Конечно, впрямую Церковь не должна принимать участия в политической деятельности. Это запрещено каноническими правилами и у католиков, и у православных. Но миряне имеют полное право объединяться в политические партии, например, христианско-демократические, быть членами политических партий, принимать активное участие в политической жизни своей страны. Кто-то из участников нашей беседы вспомнил выражение "всякая власть от Бога". Если его понимать буквально, то это сделало бы невозможным всякую политическую деятельность. Но это не так. Апостол Павел, говоря так, совершенно не это имел в виду. Есть рукописи, в которых это выражение переведено по-другому: "Всякая власть под Богом". Это меняет его смысл, и именно этот перевод является правильным. Если власть содействует развитию общества, действует в рамках христианской морали, то Церковь будет поддерживать такую власть. Но если власть нарушает права человека, нормы христианской морали, то, конечно, не может быть и речи о выражении ей поддержки. Что касается нашего государства, то не следует забывать, что социальные отношения, которые существуют в нём, власть именует рыночным социализмом. Поэтому от этой власти трудно ожидать, что она примет закон, который, подобно законам, принятым в Западной Европе или США, создаст нормальные условия для деятельности Церкви и уравняет в правах все религиозные конфессии. Не следует забывать - ещё 13 лет тому назад Библия относилась к числу книг, которые нельзя было провозить через границу. Должно, видимо, пройти какое-то время, чтобы наши люди и законодатели созрели для принятия цивилизованного закона о свободе совести и веротерпимости. Если говорить о принятом законе, то, по-моему, он не даёт никаких привилегий и преимуществ ни православной, ни какой-либо другой конфессии.

Отец АНАТОЛИЙ: Я думаю, что если мы действительно хотим принимать участие в жизни общества, то у нас есть большой простор для совместной деятельности. Взять хотя бы проблему абортов. Ведь мы, христиане, до сих пор не выступили вместе, хотя на наших глазах убивают человеческую жизнь. Ведь даже образованные, учёные люди заявляют, что, мол, ничего страшного не происходит, так как жизни там ещё нет. И хотя преступления продолжаются, мы молчим и ничего не предпринимаем. Правда, мы написали в правительство письмо по вопросам семьи и брака, в котором выразили своё негативное отношение к абортам. Но почему бы нам не собраться вместе и не принять какой-то совместный документ, осуждающий эту практику? Ведь пока государство официально разрешает аборты, они будут продолжаться.

Не проявляем мы должной солидарности и в отношении друг друга. Хорошо ещё если выразим сочувствие, когда кому-нибудь из нас нанесут обиду, но чтобы предпринять какие-то совместные действия - на это мы оказываемся не способны. А делать это мы должны сами, начиная с самого низового уровня. Мы не должны ждать, когда к этому нас обяжут наши церковные власти. Даже если наше руководство первоначально и не одобрит наши совместные действия, то пройдёт время, и всё встанет на свои места.

Александр ДУБРОВСКИЙ: Я согласен с тем, что мы должны совместно подходить к решению, например, таких проблем общества, как аборты. Нам нужно подумать о проведении каких-то совместных акций. Со своей стороны могу сказать, что протестанты ведут довольно активную разъяснительную работу не только среди верующих, но и в миру. Мы посещаем поликлиники, больницы, другие учреждения и организации, разговариваем с людьми, оставляем им литературу.

Сергей КОРЧИЦКИЙ: Я бы хотел добавить, что часто на постсоветском пространстве телевидение и радио представляют в искаженном виде позицию противников абортов. Ничего подобного нет ни в Европе, ни в США. Поэтому все наши усилия в этой области могут быть сведены на нет, если политика наших средств массовой информации останется прежней, поскольку на молодежь они оказывают большое воспитательное воздействие. Возможно, нам надо подумать об организации на телевидении и радио цикла специальных христианских передач или об открытии своих собственных христианских теле- и радиоканалов и газет, следует также активизировать и выпуск специальной литературы.

Что касается экуменизма, то, на мой взгляд, он является средством дальнейшего существования Церкви в современном мире. Возьмём, например, теорию социолога Олвина Тоффлера о субкультурах. Современный человек на Западе не занят на работе с утра до вечера, как это было ещё совсем недавно. Теперь он имеет много свободного времени. Поэтому у многих людей появились многочисленные хобби, которые иногда требуют много времени и денег. Тоффлер считает, скоро весь мир придёт к этому стандарту, и в обществе постепенно сформируются специфические субкультуры, которые объединят людей по интересам, например, появится субкультура любителей большого тенниса, сёрфинга, наскальной живописи и т.п. Невольно возникает вопрос: а насколько велика опасность, что в этих условиях христианство не превратится в своеобразную субкультуру наравне с другими субкультурами? Поэтому экуменизм - не просто красивое и модное слово. Экуменизм должен стать основным направлением деятельности Христианских церквей и Церкви вообще. Экуменизм - это и проведение совместных акций, и борьба против абортов, насилия, терроризма и экстремизма, это и реализация образовательных программ, распространение Евангелия и христианских норм морали. Мне кажется, что это даст возможность Церкви сохранить свои позиции в мире и не позволит ей скатиться до уровня некой рядовой субкультуры.

Если говорить о взаимоотношениях Церкви и общества, то я уверен, что религия неотделима от общества, что религиозное чувство от природы присуще каждому человеку. Одни называют это чувство атавизмом, другие - задатком будущей сверхчеловеческой природы. Но как его ни назови - оно всё же есть, и именно оно является связующим звеном между человеком и обществом. Религию нельзя свести к индивидуальному уровню, она всегда имеет организованные формы. Проблема взаимоотношений общества и Церкви сложна, она возникла не сегодня и не сегодня будет решена. Как-то известный протестантский теолог Карл Барт сказал, что "есть только одно решение, и оно в самом Боге".

Отец ИГОРЬ: Иногда можно услышать утверждение о том, что, мол, время религии ушло и вся Европа стала нерелигиозной. Но я считаю, что это не так. Недавно я побывал во Франции, стране, в которой очень последовательно была осуществлена секуляризация. Увиденное мною превзошло все мои ожидания. В воскресные дни католические храмы полностью заполняются верующими, среди них много молодёжи, хорошо одетых супружеских пар с детьми, а не только пожилых людей. Это вселяет надежду в будущность нашего мира. Каким бы ни было белорусское общество сегодня, я уверен, что придёт время, и у нас Церковь займёт такое же достойное место, какое она занимает в цивилизованных европейских странах и США. Я думаю, что одной из причин нашей бедности, духовной и материальной, является как раз то, что большинство людей в Беларуси не верят в Бога.

Отец АНАТОЛИЙ: Я думаю, что нам не нужно бояться того, что религия превратится в подобие некой субкультуры. Прошло уже более двух тысяч лет, и несмотря на все трудности, которые встречались на пути Церкви, она сохранила свои позиции в мире. Наше неверие в значимость религии происходит от того, что мы мало знаем о Боге. Это касается и нас - священнослужителей. Иногда мне приходится сталкиваться с людьми, которые самонадеянно заявляют, что они прочитали всю Библию, но в их жизни ничего не изменилось. Чтобы показать несостоятельность подобных суждений, я говорю им, что я вот не прочитал Библию (хотя это, конечно же, не так), но это не мешает мне верить в Бога, познавать его и изменять свою жизнь. Главное ведь не читать Библию, а жить Библией - тогда мы бы достигли ожидаемых результатов. Однажды я стал свидетелем разговора между молодой девушкой, продававшей религиозную литературу, и женщиной-покупательницей, которая сказала ей, что, по Дарвину, человек произошёл от обезьяны. В ответ девушка заявила, что, мол, Дарвин недалёкий человек. Тогда я спросил её, а читала ли она теорию Дарвина, чтобы делать подобные заявления? В ответ я услышал, что она проходила её в школе. Этот ответ показывает, что наши знания часто носят поверхностный характер. Ведь в заключительной главе своей книги Дарвин, человек глубоко верующий, написал, что первоначально на Земле Бог дал жизнь нескольким простейшим существам, в результате эволюции которых и произошли разнообразные виды живых существ. Этот случай говорит о том, сколь мало мы знаем о Боге и как много нам надо сделать, чтобы донести Слово Божье до людей. Бог ведь ничего не требует от человека, просто он хочет, чтобы человек в первую очередь был человеком, и только.

Александр ДУБРОВСКИЙ: Говоря о значимой роли религии и Церкви в обществе, мы пришли к тому, что всё же у Церкви есть одна главная функция: нести Слово Божье людям. И если мы должным образом будем её выполнять, тогда решатся и другие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются и отдельные люди, и общество в целом.

Сергей КОРЧИЦКИЙ: Благодарю участников Круглого стола за интересный и содержательный разговор.


Содержание номера
Содержание номера