Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

2002, N2(13)
Страничка редактора

Вопрос о взаимоотношении религии и общества, церкви и государства не так прост, как может показаться на первый взгляд. Видимо, это правда, что человек, как, впрочем, и общество в целом, не может жить без веры. Но равноценны ли религии, исповедуемые людьми? Может ли одна религия быть истиннее другой? Поскольку дать однозначный ответ на эти вопросы невозможно, надо, видимо, смириться с тем, что одной-единственной религии быть не может - главное, чтобы люди научились уважать и терпимо относиться к убеждениям и верованиям других людей. И единственным критерием, который может применяться при оценке всех вероисповеданий, является золотое правило нравственности, известное многим этическим и религиозным учениям: "Не делай другим людям того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе". Это относится и к неверующим, которые верят, что Бога нет. По мнению известного французского учёного и великого религиозного мыслителя XVII века Блеза Паскаля, "вне зависимости от того, есть Бог или нет, надо жить так, словно он есть". Эта фраза как нельзя лучше подчёркивает связь современного европейского права с христианской моралью.

Сложнее обстоит дело с проблемой взаимоотношения государства и церкви. Незадолго до краха Российской империи известный русский юрист А.Ф.Кони писал, что "там, где Церковь подчиняет себе политику:, это вырождается в инквизицию; там, где политика подчиняет себе Церковь, там Церковь обращается в полицейское учреждение и несёт службу городового в защиту веры и действует огнём и мечом". Конечно, в этом утверждении есть определённая доля преувеличения, но оно лишний раз напоминает нам, что отделение церкви от государства, а государства от церкви принесло пользу не только государству, но и самой церкви. Об опасности слияния государства и церкви более 200 лет тому назад писал и один из отцов-основателей США Джеймс Мэдисон: "Там, где Церковь соединяется с государством, это часто приводит к использованию религии для утверждения политической тирании".

Предостережения о такой опасности не потеряли своего значения и для сегодняшней Беларуси. Об этом свидетельствует недавно утверждённая президентом новая редакция Закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях". Чем был плох прежний Закон, принятый в декабре 1992 года, и кому он мешал - понять здравомыслящему человеку действительно трудно. Но можно предположить, что изменение Закона произошло не только по инициативе отдельных иерархов Белорусской православной церкви. Видимо, в основе этого действа лежат те же мотивы, которые привели к незаконной отмене на ноябрьском референдуме 1996 года Конституции 1994 года. Нет сомнения в том, что исполнительная власть, возглавляемая "православным атеистом", взяла курс на постепенное слияние государства с Русской Православной церковью. И произошло это вовсе не потому, что президент и его окружение прониклись религиозными чувствами и уверовали в Бога, и не потому, что настала пора защищать нравственные устои общества от посягательств представителей всевозможных неоязыческих культов и учений так называемых нетрадиционных религий. Причина принятия нового Закона гораздо более банальна и прозаична: страшась острой политической борьбы на предстоящем референдуме за отмену конституционных ограничений, запрещающих действующему президенту баллотироваться на третий и последующие сроки, исполнительная власть хочет заручиться поддержкой православной церкви в Беларуси. Для Белорусской православной церкви настаёт час истины: примет ли она дар исполнительной власти, как некогда троянцы приняли дары данайцев, или всё же устоит от соблазна войти во власть и превратить православие в составную часть новой государственной идеологии? Конечно, хочется верить, что возобладает здравый смысл, и православная церковь, как говорит известная пословица, не наступит в очередной раз на грабли. Думается, что в сути политики, проводимой исполнительной властью, поможет разобраться публикация в нашем журнале нескольких документов, которые являются наглядным примером насколько неискренним и даже коварным в отношениях с церковью может быть государство, основывающее свою политику на принципе "разделяй и властвуй".

Редакция журнала надеется, что материалы, опубликованные в данном номере "Адкрытага грамадства", помогут нашим читателям лучше понять роль религии и место церкви в современном обществе.

Михаил ПЛИСКО,
главный редактор бюллетеня "Адкрытае грамадства"


Содержание номера
Содержание номера