Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

1998, N3(105)

БЕЛАРУСЬ. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1999 ГОДА. ОППОЗИЦИЯ И ВЛАСТЬ

Материалы Круглого стола политологов

Плиско М.К. В 90-х годах мы столкнулись с определённым политическим феноменом. Этим феноменом является институт президентской власти, который в том или ином виде характерен практически для всех посткоммунистических стран. Причём институт президентства, как правило, реализован в виде президентской или полупрезидентской республики.. Видимо, в этом есть какая-то объективная закономерность, и появление этого института не случайно для политической жизни посткоммунистических стран. Iоследние события a России -- отставка правительства Черномырдина, -- с моей точки зрения, проходят под знаком будущих президентских выборов, которые должны состояться 2000 году. Несомненно, что и в нашей стране обсуждение темы президентских выборов 1999 года уже вышло за пределы кухонь, за рамки узких интеллигентских посиделок и стало предметом общественных дискуссий. Многие политические партии, общественные деятели и журналисты высказали свою точку зрения по этому вопросу, высказал её и президент. Я думаю, что основные политические события будут развиваться под знаком обсуждения этой темы. Состоятся выборы в 1999 году или не состоятся, выгодно их проведение демократической оппозиции или не выгодно, как на проведение или непроведение президентских выборов отреагируют Россия, Западная Европа, основные политические силы внутри страны и исполнительная власть -- эти вопросы я предлагаю обсудить в ходе нашей дисскуссии.

Чернов В.Ю. Анализ переходных процессов в странах Центральной и Восточной Европы показывает, что свободные выборы являются важной составной частью движения этих стран к демократии. Но политические элиты, пришедшие к власти после свержения коммунистических режимов, идут на первые свободные выборы при наличии хотя бы одного из двух условий: либо, имея поддержку народных масс, либо, когда в стране достигнута первоначальная экономическая стабилизация.

Допущенная в Беларуси в 1994 году ошибка состояла в том, что страна решилась на свободные президентские выборы в условиях экономического обвала и гражданской незрелости большей части белорусского электората. Застряв в самом начале первого, критического этапа преобразований (либерализация цен не сопровождалась жесткой монетарной политикой), правящая номенклатура пошла на принятие новой Конституции с президентской формой, а это было более уместно сделать на второй стадии трансформации, связанной со структурной перестройкой экономики. В итоге страна была обречена на один из двух возможных вариантов дальнейшего развития событий: либо она осталась бы на позициях авторитарно-номенклатурной модели медленного, болезненного вползания в рыночную экономику и демократию, либо - откат назад, реставрация прошлых и даже позапрошлых советских порядков. В Беларуси прошел именно второй, реакционный вариант.

Президентская республика - типичная форма правления для стран, переходящих от тоталитаризма к демократии. И на этом фоне Беларусь не станет исключением. В случае прихода к власти национально-либеральной оппозиции ей придется вернуться к президентской форме правления образца 1994 года, по крайней мере на переходный период. Он сопряжен, как известно, с необходимостью проведения решительных рыночно-демократических преобразований. В условиях Беларуси на такую политику способна только сильная, относительно независимая от парламента исполнительная власть, коей является именно президентская власть. Если в Беларуси будет реализована парламентская форма правления, что, как известно, предлагает БНФ, то нас ждут два варианта развития событий. И оба не вполне благоприятные для перспектив белорусской демократии. Вариант первый: выборы проводятся по мажоритарной системе и мы получаем консервативно-советский парламент. Коммунисты и аграрии составят парламентское большинство, которое не только сформирует левоконсервативное правительство, но и с успехом будет блокировать почти все реформаторские инициативы национал-либерального меньшинства. Второй вариант: выборы проводятся по пропорциональной или смешаной системе, и тогда, скорей всего, возникнет необходимость формирования более широкого коалиционного правительства. Но я не уверен, что лидеры национал-либеральной оппозиции сумеют договориться и создать достаточно устойчивую парламентскую коалицию. Начнутся бесконечные правительственные и парламентские кризисы. Правительство окажется заложником внутрипарламентских столкновений и будет просто неспособно на решительные и энергичные реформы. Именно поэтому необходима президентская республика. Конечно, свойственная ей система сдержек и противовесов не явится абсолютной гарантией от опасности перерождения в очередного суперпрезидентского монстра. В конечном счете все будет зависеть от качеств новой правящей элиты. Во всяком случае, парламентская форма правления также не застрахована от угрозы диктатуры.

Теперь, что касается темы президентских выборов 1999 года. Такой вариант представляется вполне вероятным. В июле 1999 года закончится срок президентства А.Лукашенко, установленный Конституцией 1994 года. После его истечения будут утрачены остатки законности президентской власти. Определенная часть лукашенковского электората явно усомнится в дальнейшей правомерности пребывания президента у власти. Углубится международная изоляция режима. Станет еще более проблематичной возможность участия Лукашенко в борьбе за кремлевский трон. В свою очередь, почти гарантированная победа президента на выборах в 1999 году позволила бы ему относительно уверенно себя чуствовать в Беларуси еще пять лет. Именно эти обстоятельства должны заставить Лукашенко пойти на "досрочные", как он, конечно, станет утверждать, президентские выборы. И хотя президент постоянно заявляет о том, что президентские и парламентские выборы состоятся в срок, установленный Конституцией 1996 года, вполне возможно, что в последние пять-шесть месяцев до июня 1999 года он примет прямо противоположное решение.

Iвашкевiч В.А. Я хацеў бы закрануць пытаньне аб прэзiдэнцкiх выбарах, зыходзячы з сёньняшняй палiтычнай сiтуацыi на Беларусi. Сёньня вiдавочна процiстаяньне двух бакоў: прэзiдэнцкай каманды, якая стаiць на антыдэмакратычных, антырыначных, iмперскiх пазiцыях, i рознашэрснай апазiцыi, якую аб'ядноўвае жаданьне карыстацца дэмакратычнымi свабодамi. У гэтым працiстаяньнi на баку прэзiдэнта вялiкая частка грамадзтва i ўвесь апарат дзяржаўнай улады, а на баку апазiцыi -- невялiкая частка актыўна настроенага насельнiцтва i мiжнародная падтрымка. Кангрэс Злучаных Штатаў прыняў заяву, у якой, пагражаючы санкцыямi, патрабуе аднаўленьня дзейнасьцi канстытуцыi 1994 года, Вярхоўнага Савета, Канстытуцыйнага суда. Я мяркую, што выбары 1999 года трэба разглядаць, менавiта абапiраючыся на гэты важны мiжнародны дакумент, i, зыходзячы з гэтага, будаваць сваю стратэгiю. Пераварот, якi адбыўся, прызнаецца незаконным, пры гэтым аднаўляецца Канстытуцыя 1994 года ў поўным аб"ёме i дзейнасць Вярхоўнага Савета на чале з Шарэцкiм, куды ўваходзяць i дэпутаты Нацыянальнага Схода. Гэты Вярхоўны Савет аднаўляе дзейнасць Канстытуцыйнага суда i выбарчай камiсii, якая была, цi можа праводзiць выбары яе новага кiраўнiка, i толькi пры такiх умовах могуць адбыцца выбары прэзiдэнта, а годам пазьней i парламенцкiя выбары па Канстытуцыi 1994 года. Таму я лiчу, што апазiцыя зараз павiнна мець лозунг: не выбары 1999 года, а поўнамасштабнае аднаўленьне Канстытуцыi 1994 года i выбары ў 1999 гаду як частка гэтага працэса. Без гэтай умовы ў выбарах 1999 года няма сэнсу для апазiцыi, таму што не будзе нiякiх гарантый праўдзiвасьцi выбараў. Аб магчымасьцi такога варыянту гаворыць мiжнародная падтрымка, а разьвiцьцё падзеяў у расiйскiм урадзе сьведчыць аб тым, што ў адносiнах да Беларусi расiйскае кiраўнiцтва будзе схiляцца ў бок Захаду. Мне здаецца, што зараз расейская палiтычная элiта вядзе сярод беларускай наменклатуры пошукi нейкага палiтыка, якiй бы мог прыйсцi на змену Лукашэнкi i якi бы таксама праводзiў палiтыку ў iнтарэсах Расеi, але больш цывiлiзаванымi метадамi. Апазiцыi трэба грунтоўна рыхтавацца да выбараў, сiтуацыя за амаль паўтара года можа карэнным чынам змянiцца i тады можна будзе дасягнуць перамогi.

Плиско М.К. Лично мне представляется более логичной и последовательной позиция тех сил в демократическом движении Беларуси, которые выступают за проведение президентских выборов в 1999 году. Заявляя о приверженности Конституции 1994 года и необходимости восстановления её в полном объёме, нельзя не поддерживать и идею проведения выборов в 1999 году. Развитие событий, которые происходят в Беларуси, в первую очередь, обострение социально-экономических проблем, демократическая оппозиция Беларуси должна рассматривать с точки зрения двух возможных сценариев. Сценарий первый. В событиях принимает участие только политически активная часть граждан и не участвуют широкие массы населения. В этом случае, как я уже говорил, мы должны пойти на президентские выборы в 1999 году. В любой момент мы можем сказать, как это было в 1996 году при проведении референдума - и это будет очевидно и для международных наблюдателей, и для зарубежной общественности, и для людей внутри страны, - что подготовка и проведение президентских выборов проходили в недемократических условиях, что мы не признаём их итогов, так как они сфальсифицированы. Но возможен и другой вариант развития событий -- и об этом я хотел бы поговорить более подробно.

Социально-экономическая и политическая ситуация в стране обостряется. Если будет продолжаться прежняя экономическая и финансовая политика, правительству не удастся стабилизировать ни экономику, ни белорусский рубль. Назначение председателем Нацбанка Петра Прокоповича, бывшего строителя и кейнсианца, ратующего за дополнительную эмиссию денег, неизбежно приведёт нас к гиперинфляции. Это затронет коренные интересы широких слоёв населения, их материальные условия существования, и не исключено, что в этой ситуации президент может быть отстранён от власти до президентских выборов. Вспомним хотя бы стихийные выступления рабочих в апреле 1991 года. Ведь никто тогда не мог предсказать, что такое огромное количество людей выйдет на улицу. И здесь уже никакой ОМОН, никакая президентская охрана не смогут воспрепятствовать выходу этих людей на улицу. Я думаю, что в случае массового стихийного недовольства народа демократическая оппозиция имеет шанс его возглавить. Но чтобы она не была застигнута врасплох подобного рода развитием событий, его необходимо уже сегодня проговорить. На сегодняшний день объединению усилий оппозиции мешают несколько моментов. Во-первых, это споры об институте президентской власти. ОГП и некоторые другие партии выступают за институт президентской власти, за избрание президента всем населением страны; другие очень влиятельные политические силы, такие как БНФ и коммунисты, считают, что института президентской власти вообще не должно быть в Беларуси. Это, безусловно, является камнем преткновения и мешает объединению усилий оппозиции. С другой стороны, этому мешает и то обстоятельство, что правоцентристские партии (БНФ и ОГП) выступают за совершенно другую экономическую политику, нежели левые силы, в первую очередь, коммунисты. Поэтому, если предположить, что президент будет отстранён от должности не на президентских выборах, то оппозиция должна договориться между собой, как она будет действовать в этой ситуации. Первое, что они должны будут сделать, - это в течение трёх месяцев обеспечить проведение демократических выборов в парламент. И заранее, уже сейчас, нужно согласовать избирательный закон, по которому будут проводиться выборы в Верховный Совет, причём переходное временное правительство до формирования парламента не должно проводить никаких значительных экономических реформ. Задачей этого Верховного Совета должно стать принятие в течение трёх месяцев новой Конституции и назначение даты проведения выборов в новый парламент на срок, установленный новым Основным Законом страны. Государственное устройство Беларуси и экономическая модель развития будут зависеть от того, какая будет расстановка политических сил на этих выборах и кто победит на них. Такой вариант развития событий оппозиция должна обсудить.

Iвашкевiч В.А. Я лiчу, што не трэба разглядаць пытаньне аб выбарах 1999 года асобна ад аднаўленьня Канстытуцыi 1994 года. Рашэньне аб зацьверджаньнi даты выбараў адпаведна Канстытуцыi павiнна быць прынята Вярхоўным Саветам XIII склiканьня адноўленым у поўным аб"ёме. Ў iншым выпадку ёсьць верагоднасьць, што частка апазцыянераў, прыкрываючыся Канстытуцыяй 1994 года, пойдзе на выбары, якiя будуць праводзiцца па Канстытуцыi 1996 года, якая з"яўляецца нелегiтымнай. На мой погляд, гэта павiнна стаць нашай прынцыповай пазiцыяй.

Далей. Адстраненьне А.Лукашэнкi ад улады ў вынiку сацыяльнага выбуху прывядзе да таго, што яго месца зойме Мяснiковiч. Гэта нiчога не мяняе, а можа даць толькi больш мяккую ўрадавую пазi цыю. Таму, калi мы кажам аб легiтымнасьцi цi аб нелегiтымнасьцi прэзiдэнта, мы павiнны максiмальна прадумаць сваю дзейнасьць з пазiцыi легiтымнасьцi. Страйк не прывядзе да ўзброенага захопу ўлады рабочымi атрадамi. Страйк можа прывесьцi толькi да падштурхоўваньня знутры прэзiдэнцкай каманды да перавароту. Штурмам браць прэзiдэнцкi палац i абвяшчаць Савет Нацыянальнага Выратаваньня - у гэтым нас нiхто не падтрымае. Таму патрабаваньне аднаўленьня Вярхоўнага Савета XIII склiканьня ёсьць у гэтым сэнсе адзiн з галоўных механiзмаў i iнструментаў барацьбы за ўладу. Магчыма, што такую пазiцыю падтрымае i Расiя.

Чернов В.Ю. Повторюсь: проведение президентских выборов в 1999 году отвечает прежде всего интересам президента. Что касается оппозиции, то ей вряд ли удастся к тому времени настолько изменить сознание электората в белорусской глубинке, чтобы хотя бы чисто теоретически рассчитывать на победу. Да и вообще, надежда взять реванш на выборах в условиях президентской диктатуры выглядит по меньшей мере наивной. Но это вовсе не означает, что оппозиция не должна участвовать в этих выборах. Конечно, оптимальным вариантом смещения существующего режима была бы организация в Минске кампании массовых протестов с их предельной эскалацией и радикализацией к лету 1999 года (по принципу "снежного кома"). Первоначальные требования могли быть социально-экономическими, а затем они переросли бы в политические, вплоть до требования отставки президента или проведения свободных президентских выборов. Однако сегодня оппозиция настолько слаба, что подобный сценарий даже не разрабатывался и сама проблема всерьез не обсуждалась.

Если Лукашенко все-таки пойдет на выборы в 1999 году, то необходимо принять в них самое активное участие и попытаться выдвинуть единого кандидата. Избирательная кампания в условиях президентской диктатуры может стать хорошей школой консолидации оппозиции и опытом борьбы против режима.

Теперь относительно двух вариантов возможного развития событий, предложенных г-ном Плиско. Надо отметить, что первый вариант (проведение заведомо недемократических выборов и непризнание их результатов со стороны оппозиции и западного сообщества) представляется наиболее вероятным. Что касается второго варианта (социальный взрыв в столице), то в ближайшие полтора-два года он нам явно не светит. Учитывая низкий уровень запросов населения, его политическую пассивность и покорность, рассчитывать на какой-либо социальный взрыв пока не приходится. Вообще говоря, экономика в этой стране не имеет первостепенного политического значения. У нас гораздо большее значение имеет ментальность населения, эмоциональное отношение людей к власти.

Самый вероятный из более-менее приемлемых для оппозиции сценариев дальнейшего развития событий будет заключаться в следующем. В результате эскалации массовых выступлений под социально-экономическими лозунгами и глобальной информационной войны против режима наступит резкое снижение его эмоциональной поддержки по всей стране. Это позволит приступить к организации интенсивных и ненасильственных массовых выступлений в столице с требованием отставки президента или проведения (еще одних?) президентских выборов. Возможно, что в этой ситуации наиболее прагматичное крыло в окружении президента отстранит его от власти и согласится на диалог с оппозицией. В этом случае откроется возможность для промежуточной, смешанной формы трансформации режима (реформы сверху, согласованные между элитой и контрэлитой, как это было, например, в Польше в 1989г.).

Iвашкевiч В.А. Я хацеў бы сказаць колькi слоў аб магчымасьцях страйкавага руху на Беларусi. У параўнаньнi з Расiяй як раней, так i зараз сацыяльнае становiшча насельнiцтва Беларусi можна назваць больш-меньш стабiльным. Выплочваецца заробак, пенсi, не так востра стаiць праблема дэфiцыту. Верхняя кропка сацыяльнага крызiсу была пры Кебiчы ў 1991 годзе - час значнага павышэньня цэнаў. Заўважце, што тады ў Расii не было страйкаў. На Беларусi павышэньне ценаў людзi адразу ж заўважылi, а ў Расii - не, таму што там большая частка насельнiцтва жыла ва ўмовах татальнага дэфiцыту i даўно ўжо ўсё набывала на рынку па рынкавым ценам. У 1991 годзе адзiн расiйскi прафсаюзны дзеяч сказаў мне, што беларусы таму страйкавалi, што добра жылi. Для беларускага насельнiцтва, якое прызвычаiлася да больш стабiльных сацыяльна-эканамічных умоў існаваньня, такія зьмены прывялі да актыўнага выражэньня пратэсту - страйкавага руху. Прычым у сакавiку 1991 года рабочыя па просьбе Гарбачова прагаласавалi за Саюз, а лiтаральна праз месяц ужо патрабавалi яго адстаўкi. Прыход да ўлады А.Лукашэнка i прымяненьне iм некаторых старых рычагоў рэгуляваньня сацыяльнай палiтыкi прывялi да часовай псеўдастабiлiзацыi. Цiкава зазначыць, што апошнiм часам на Беларусi павялiчылась колькасць страйкаў, прычым у Менску рабочыя страйкуюць, калi iм затрымлiваюць заробак да аднаго тыдня, а ў другiх гарадах - да аднаго месяца. I таму, калi сёння значная частка насельнiцтва не прымае ўдзел у страйкавым руху, то з iстотным пагаршэньнем свайго эканамiчнага становiшча гэта можа стаць цалкам верагодным. З арганiзацыйнага пункту гледжаньня праблема не ў аб"яднаньнi апазiцыйных сiл дзеля падрыхтоўкi страйкавага руху на Беларусi, а ў тым, што няма каго аб"ядноўваць. Нiводная партыя не прыняла генеральнага рашэньня аб падрыхтоўцы сацыяльнага выбуху. БНФ займаецца гэтым толькi фрагментарна. А калi няма аб"яднаньня намаганьняў у гэтым накiрунку, няма i гарантый, што сацыяльны выбух можна будзе скарыстаць дэмакратычным сiлам для нейкiх палiтычных пераўтварэньняў.

Плиско М.К. Я бы хотел представить себе, как можно восстановить действие Верховного Совета XIII созыва. Как это можно сделать после того, как часть депутатов Верховного Совета, оставшихся верными Конституции 1994 года, предприняла попытку придать себе легитимность и исключить "палатников" из Верховного Совета как людей, изменивших Конституции 1994 года. Я думаю, что более правильным в случае быстрого развития политических событий было бы принятие власти на себя 49-ю депутатами Верховного Совета XIII созыва. С другой стороны, ведь существует Национальный Исполнительный Комитет, созданный легитимным Президиумом Верховного Совета, и его деятельность должна быть поддержана оппозицией. Поэтому, я думаю, нет смысла делать ставку на весь Верховный Совет. Теперь о требовании восстановления Конституции 1994 года в полном объеме. Мое мнение состоит в том, что нам не уйти от внесения измений в Конституцию 1994 года. Из анализа заявлений по этому вопросу и реальных действий видно, что Запад был бы не против, чтобы оппозиция провела переговоры с нынешним режимом об изменении некоторых частей Конституции.

Большой недостаток демократических сил заключается в том, что мы не учитываем сложившейся ситуации. В существующих условиях невозможно единое мнение оппозиции, более того -- было бы ошибочно существование полного единомыслия в рядах оппозиции. Для демократической оппозиции, с тактической точки зрения, выгодно, что БНФ, ОГП, социал-демократы занимают различные позиции по поводу президентских выборов. Позиция БНФ - неучастие в выборах 1999 года - по своему резонна и необходима. Если допустить, что президент использует выборы 1999 года как прыжок в Россию и сдаст независимость Беларуси, то в стране останется политическая сила, которая смело сможет заявить, что она всегда говорила и говорит, что не признает такого развития событий, что она стояла и будет стоять на позициях освободительного движения. С другой стороны, совсем не готовиться к выборам - это тоже ошибочная тактика. Если ОГП не будет настаивать на проведении выборов 1999 года, не будет проводить работу внутри партии по подготовке к ним, не будет вести разъяснительной работы среди населения, то она и не сможет в этой ситуации предложить им альтернативной полноценной тактической и стратегической линии поведения. Посмотрите, чем занимается сейчас БНФ: сбором подписей в поддержку требования об отставке президента и выявлением желающих стать гражданами БНР.

Iвашкевiч В.А. Што датычыцца кампанii па аднаўленьню грамадзянства БНР, то гэтая iнiцыятыва Пазьняка не была падтрымана яе дзеячамi: з пункту гледжаньня БНР, кожны, кто змагаецца за незалежнасць Беларусi, можа лiчыць сябе грамадзянiнам БНР. Цяпер вярнуся да галоўнага: на што абапiрацца апазiцыi ў сваей дзейнасцi? Мы, як празаходнiя групы i па каштоўнасцях, i па арганiзацыйных момантах, абапiраемся на заходнiх саюзнiкаў. Самы моцны зь iх - Кангрэс Злучаных Штатаў - выдаў разгорнутую праграму, якая адзiнагалосна прынята на ўзроўнi Сенату. Калi мы возьмем за аснову гэты дакумент, якi афiцыйна апублiкаваны, мы будзем мець пэўны грунт, а магчыма, i фiнансавую падтрымку. I адным з галоўных пунктаў гэтага дакумента з"яўляецца патрабаваньне аб аднаўленьнi ў поўным саставе дзейнасцi Вярхоўнага Савета. Прымаць удзел на любых умовах у гульне пад назвай "прэзiдэнцкiя выбары", я лiчу, не мае сэнсу. Але таксама не маюць сэнсу гучныя заявы аб тым, што нам увогуле не патрэбен презiдэнт. Ад нас залежыць, цi гэтыя выбары будуць проста "фiгавым лiстком" на ўмовах прэзiдэнта, i Захад iх прызнае, цi пры нашай цьвёрдай пазiцыi, якая будзе абапiірацца на заяву Кангрэсу ЗША, Захад прызнае выбары толькi пры ўмове аднаўленьня Канстытуцыi 1994 года ў поўным аб"ёме. Вяртаньне ў Вярхоўны Савет дэпутатаў Нацсходу i тое, што яны яшчэ год пасьля прэзiдэнцкiх выбараў будуць мець паўнамоцтвы - гэта, безумоўна, ёсць адзiн з момантаў унутранага расколу. Нацыянальны выканаўчы камiтэт не з"яўляецца легiтымнай структурай. Вярхоўны Савет XIII склiканьня, абстрагуючыся ад персанальнага складу, ёсьць структура легiтымная, гэта наша галоўная апора.

Чернов В.Ю. Если тема участия оппозиции в выборах в Палату Представителей представляется довольно дискутабельной, то необходимость участия в заведомо проигрышных президентских выборах не вызывает ни тени сомнения. Оппозиция должна в них принять участие независимо от условий их проведения, даже в условиях информационной блокады, подавления свободы слова, отсутствия доступа к эфиру и т.д. Главное, чтобы президентские выборы были проведены в срок, соответствующий Конституции 1994 года. Крайне важно другое: оппозиция должна выставить единого кандидата. Каким требованиям должен отвечать такой кандидат? Во-первых, он должен быть внепартийной фигурой, которая бы устроила все основные политические силы (БНФ, ОГП, социал-демократов). Во-вторых, это должна быть достаточно известная и авторитетная личность. В-третьих, она не должна ассоциироваться в сознании электората с предыдущими политическими дрязгами и скандалами. Возможно, таким кандидатом может стать Грушевой, Чигирь, Санников... . Не знаю. Главное, чтобы лидеры оппозиции договорились между собой относительно единого кандидата.

Теперь, что касается проблемы восстановления правомочного статуса Верховного Совета XIII созыва . Представьте себе, что в Беларуси идет война. В здание Верховного Совета падает бомба и убивает 110 из 199 депутатов. В условиях военного положения проведение новых парламентских выборов невозможно. И что, парламент, лишившись большинства , утратит необходимые полномочия? Я думаю, что это вопрос риторический. Не то же ли самое произошло 27 ноября 1996 года? Совершенный тогда государственный переворот стал той самой бомбой, которая уничтожила большую часть парламента. Верховный Совет был разогнан, но в этом разгоне участвовали 103 депутата. Именно они, не имея кворума, приняли незаконное, антиконституционное решение о самороспуске Верховного Совета, и тем самым исключили себя из его состава. Сегодня действительными депутатами Верховного Совета являются лишь те, кто не согласился с решением о самороспуске, не вошел в Палату Представителей и регулярно участвует в собраниях Верховного Совета (сорок девять депутатов плюс два депутата, избранные в ноябре 1996 года). Дискуссионным является вопрос о том, необходимо ли получить заявления о подтверждении своего депутатского статуса со стороны тех членов ВС XIII-ого созыва, которые сегодня "ни там, ни тут", т.е. не вошли в "карманный" парламент и не участвуют в собраниях ВС. Те же 110 депутатов, которые вошли в Палату Представителей, определились уже в ноябре 1996 года и составляют незаконный орган власти при президенте, не имея тем самым ничего общего с Верховным Советом.

Если диктатура будет устранена, то поначалу вся полнота власти может перейти только к Верховному Совету как единственному законно избранному органу представительной власти. ВС будет призван восстановить Конституцию 1994 года с необходимыми для переходного периода поправками. Исполнительная власть будет передана Временному правительству, сформированному лидерами объединенной оппозиции с одобрения Верховного Совета. Глава правительства на определенный срок может получить чрезвычайные президентские полномочия, позволяющие быстро провести неотложные политические преобразования и первоначальную стабилизацию экономики. Например, он может быть наделен правом издавать в пределах своей компетенции временные декреты, имеющие силу закона, в то время как Верховный Совет будет обладать правом их отклонять квалифицированным большинством голосов. Одновременно Верховный Совет должен будет инициировать проведение ступенчатых выборов в Учредительное собрание, задачами которого станут окончательная редакция текста Конституции, принятие нового закона о выборах и проведение выборов в центральные и местные органы власти. Однако проведение свободных выборов станет возможным только после первоначальной экономической стабилизации. До этого вся полнота исполнительной и частично законодательной власти должна оставаться в руках временного правительства во главе с сильным лидером. Это правительство, опираясь на реформированную президентскую вертикаль, проведёт первоочередные реформы и тем самым создаст условия для второго этапа трансформации (принятие новой Конституции, проведение свободных выборов). Поэтому оппозиции не стоит в будущем повторять ошибки, допущенные в 1994 году.

Хочет того оппозиция или нет, но Беларусь обречена на авторитарную систему правления и в постлукашенковский период. Иной вопрос, что авторитаризм сам по себе не способен стать инструментом реформирования общества. Необходим одновременный переход к формальным либерально-демократическим процедурам и институтам (представительная власть, парламентская оппозиция, независимые СМИ и т.д.). Они должны сдерживать и ограничивать авторитарные амбиции исполнительной власти, ставить ее под относительный контроль граждан. Только такой, авторитарно-либеральный режим способен в Беларуси стать эффективным средством проведения необходимых реформ.

Iвашкевiч В.А. Мне здаецца, што думкi наконт лiберальна-аўтарытарнага цi аўтарытарна-лiберальнага рэжыму - гэта утопiя. Гэтыя фантазii дэзарыенцiруюць i наша насельнiцтва, i мiжнародную грамадзкасьць, i нас самiх. Трэба вярнуцца да рэальнасьцi. У чым праблема нашай апазiцыi? Праблема ў тым што, наша апазiцыя будучi абвiнавачанай, што яна агент ЦРУ, не есць агент ЦРУ, што БНФ, якi абвiнавачваюць, што ен радыкальны, не з"яуляецца такавым на самой справе. Але калi ты абвяшчаеш празаходнюю палiтыку, то трэба праводзiць яе ў рэальным жыццi i слухацца парадаў заходнiх дзеячоў.

Чернов В.Ю. Это не фантазии, это реальный механизм легализации постлукашенковского режима, который позволит, с одной стороны, учредить столь необходимую в переходный период сильную исполнительную власть, а с другой - сохранить конституционность и относительную легитимность данной власти, сделать сферу ее полномочий относительно подконтрольной обществу.

Плиско М.К. Я хочу сказать несколько слов насчёт позиции Конгресса США. Для нас очень важным является то, что даже в случае самого неблагоприятного исхода для существования Беларуси как самостоятельной страны мы можем опереться на поддержку Соединённых Штатов Америки. Для меня, как гражданина Беларуси, всегда существовал вопрос, а не сдадут ли нас вообще, не станем ли мы предметом торга между Западом и Россией: Россия дает добро на вступление в НАТО стран Балтии и Польши, а Запад, идя навстречу требованиям Москвы, соглашается на присоединение Беларуси к России. С этой точки зрения для меня принциально важна именно эта позиция Конгресса, а не то, как она повлияет на президентские выборы. Приведу ещё один аргумент в пользу участия реальной оппозиции в этих выборах. Он состоит в том, что нынешняя исполнительная власть может относительно легко создать атмосферу демократичности при их проведении: найдётся достаточное количество независимых и демократически настроенных кандидатов (типа Каравайчика или Белова), которые уже сейчас разъезжают по стране и мнят себя кандидатами в президенты. И исполнительная власть умело этим воспользуется, она им предоставит даже телевидение, радио, страницы государственных газет, и Западу трудно будет что-то возразить, поскольку внешне процедура будет соблюдена. Это может произойти в случае, если реальные оппозиционные силы (БНФ, ОГП) самоустранятся от участия в выборах, не будут выдвигать единого кандидата. В настоящий момент, в силу недостаточного самосознания народа Беларуси, мы находимся в сфере политических интересов России, и Россия сделает всё возможное, чтобы реальный кандидат в президенты от оппозиции лояльно относился к России. Поэтому кандидат от БНФ пройти в этой ситуации не может. В силу сложившихся обстоятельств оппозиция , возможно, должна обсуждать вопрос о выдвижении кандидата, который раньше активно не занимался политикой. И ещё один момент. В отличие от посткоммунистических стран Восточной Европы и бывшего СССР Беларусь ни одного дня не имела у власти правоцентристского правительства. Мне кажется, что у нас появились первые признаки конца социалистической идеи и сдвига общественного сознания вправо. Поэтому я надеюсь, что на президентских выборах победит кандидат, который будет исповедывать либерально-консервативные ценности.

Чернов В.Ю. Коль мы пришли к выводу, что необходимо участвовать в президентских выборах, встаёт серьёзный вопрос - как доказать их заведомую недемократичность. Лукашенко сможет придать им видимость демократичности, в них возможно участие самых различных кандидатов, включая Каравайчика, Гайдукевича, Гончара. Поскольку у нас свыше 3 тысяч избирательных участков, следовательно, необходимо обеспечить 6-7 тысяч наблюдателей. Эта проблема требует объединённых усилий, и без БНФ это сделать невозможно. А БНФ занял позицию неучастия в этих выборах и даже бойкота. Поэтому надо будет убедить БНФ в том, что он должен использовать свои структуры для контроля избирательных участков. Что касается кандидатуры, это должна быть фигура всё-таки беспартийная. Демонстративный выход из какой-нибудь партии ничего не даст, всё равно человек будет ей симпатизировать и вызывать недоверие других. Безусловно, эта фигура должна подчёркнуто лояльно относиться к России. Я согласен с г-ном Плиско, что именно Россия оказывает решающее влияние на поведение президента, это единственный внешний фактор, который может влиять на политику Беларуси. Запад не имеет реальных рычагов воздействия на этот режим, ими располагает только Россия. Важно будет прежде всего то, какие политические силы в Беларуси изберёт Россия для осуществления своих устремлений. Либо это будут пророссийски настроенные элитарно-номенклатурные группировки, либо Россия к своим планам привлечёт национально-демократическую оппозицию. Возможность подключения оппозиции к этому процессу зависит от двух условий: первое - сумеет ли оппозиция к этому времени стать достаточно влиятельной и единой силой, чтобы с ней считалась Россия, и второе - сумеет ли белорусская оппозиция таким образом разыграть российскую карту, чтобы в проигрыше не оказались национальные интересы Беларуси. Единый кандидат должен отвечать всем этим требованиям.

Iвашкевiч В.А. Я яшчэ раз хачу падкрэслiць, што iсцi на выбары 1999 года можна толькi пры ўмове аднаўленьня Канстытуцыi 1994 года ў поўным аб`ёме. Ад гэтага прынцыпа можна адысцi толькi ў тым выпадку, калi на гэта будзе дана згода ЗША i Заходняй Еўропы, а таксама калi на Беларусi iстотна зменiцца палiтычная сiтуацыя.

март 1998 года


Содержание номера