Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

1998, N1(103)
Виктор Гончар,
заместитель председателя фракции "Гражданское действие" Верховного Совета

Материалы к заседанию Верховного Совета Республики Беларусь

"31" октября 1997 г.

Председателю Верховного Совета
Республики Беларусь
Шарецкому С. Г.

Уважаемый Семен Георгиевич!

Считаем неотложно важным включение в повестку дня предстоящего заседания Верховного Совета Беларусь вопроса о проведении правомочных заседаний Верховного Совета Республики Беларусь.

В порядке подготовки данного вопроса направляем проект постановления Верховного Совета Республики Беларусь и другие необходимые материалы.

Приложение: 1-6, всего на 15 л.
Депутаты Верховного Совета Республики Беларусь -- Члены специальной комиссии по правовой оценке нарушений Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко Конституции и законов Республики Беларусь Депутаты Верховного Совета Республики Беларусь

Приложение №1
Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ*
О прекращении полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва

Руководствуясь статьей 92 Конституции Республики Беларусь и в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" и статьями 141 и 95 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", Верховный Совет Республики Беларусь постановляет:

1. В связи с назначением (по согласованию с Президентом Республики Беларусь) на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" несовместимо с выполнением полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь, считать оконченными полномочия следующих депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва:

Азарченкова Александра Михайловича, Игнатищева Руслана Михайловича, Александрова Валерия Михайловича, Калугина Петра Алексеевича, Александровича Владимира Александровича, Камая Алексея Степановича, Алексеенко Геннадия Павловича, Карпиевича Николая Федоровича, Ананьева Романа Владиславовича, Кашкана Георгия Михайловича, Аникеева Михаила Михайловича, Кебича Вячеслава Францевича, Астапченко Юрия Леонидовича, Козыря Александра Викторовича, Баня Михаила Викторовича, Койды Анатолия Яковлевича, Бекиша Николая Иосифовича, Комяка Николая Михайловича, Белова Николая Адамовича, Конашука Ивана Петровича, Бельковича Виктора Федоровича, Коноплева Владимира Николаевича, Биккинина Бориса Степановича, Коротчени Ивана Михайловича, Блюдника Антона Денисовича, Костяна Сергея Ивановича, Бобкова Анатолия Константиновича, Котлярова Игоря Васильевича, Бруцкого Виктора Павловича, Красуцкого Анатолия Викторовича, Бурака Виктора Константиновича, Кругового Валерия Кадашевича, Вараницкого Григория Гавриловича, Крючкова Валентина Петровича, Винокуровой Марии Михайловны, Кузьмы Анатолия Фомича, Волженкова Григория Николаевича, Кулаковского Юрия Александровича, Волкова Анатолия Егоровича, Кулика Виталия Васильевича, Ворошнина Владимира Николаевича, Куцко Николая Васильевича, Вронского Георгия Михайловича, Кучинского Виктора Францевича, Гаргуна Василия Степановича, Лапковского Олега Михайловича, Глуховского Леонида Викторовича, Лекторова Валерия Николаевича, Говорушкина Станислава Николаевича, Лившица Семена Борисовича, Горбунова Олега Аркадьевича, Липкина Валерия Федоровича, Григорьева Владимира Викторовича, Лозовика Николая Ивановича, Гукова Ивана Маркеловича, Лукьяновича Василия Петровича, Драко Валерия Владимировича, Луновича Аркадия Ефимовича, Дубовика Николая Николаевича, Любовицкого Вячеслава Викторовича, Дудко Александра Михайловича, Малаховского Анатолия Егоровича, Дунича Николая Владимировича, Малофеева Анатолия Александровича, Егорова Владимира Демьяновича, Малумова Юрия Георгиевича, Енко Евгения Николаевича, Минича Валерия Владимировича, Жушмы Петра Евгеньевича, Мирголовского Геннадия Николаевича, Зайцева Павла Карповича, Михадюка Виктора Аркадьевича, Зинченко Александра Николаевича, Пасечника Виктора Владимировича, Пашкевича Ивана Ивановича, Сечко Леонида Никоноровича, Плетюхова Владимира Анестиевича, Снегиря Михаила Валентиновича, Побяржина Збышека Ивановича, Соловьева Анатолия Михайловича, Погорельского Леонида Вячеславовича, Сосонко Михаила Павловича, Полочанина Иосифа Николаевича, Телебук Нины Петровны, Почепко Константина Анатольевича, Тютюнова Анатолия Дмитриевича, Прохорчика Сергея Николаевича, Ходневич Татьяны Николаевны, Рачкова Леонида Власовича, Хрола Василия Петровича, Римарчика Ивана Сергеевича, Худой Марии Николаевны, Рожко Валентина Александровича, Шаршунова Вячеслава Алексеевича, Розганова Александра Ивановича, Шевцова Николая Михайловича, Розынко Петра Михайловича, Шиманского Николая Николаевича, Романовского Антона Алексеевича, Шпакова Сергея Григорьевича, Руденко Виктора Петровича, Шпилевского Александра Францевича, Руммо Олега Васильевича, Юхимука Василия Феодосиевича, Саковича Василия Андреевича, Якобсона Александра Серафимовича, Самусевой Валентины Михайловны, Яновича Алексея Александровича. Свирида Александра Владимировича,

2. Установить, что полномочия депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, считаются оконченными с 26 ноября 1996 года.

3. Считать оконченными полномочия следующих депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва в связи со смертью:

Миколуцкого Евгения Петровича - с 6 октября 1997 г.,
Козловского Викентия Антоновича - с 31 октября 1997 г.

4. С учетом пунктов 1-3 настоящего Постановления временно, до проведения довыборов в Верховный Совет Республики Беларусь, установить численный состав Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва в количестве 88 избранных депутатов.

5. В соответствии с количеством избранных депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, установленным настоящим Постановлением, установить следующий кворум заседаний Верховного Совета Республики Беларусь: простое большинство - 45 депутатов,
квалифицированное большинство - 59 депутатов.

6. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Верховного Совета Республики Беларусь

С.Шарецкий

"___" ___________ 1997 года, гор. Минск

Приложение № 2

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о статусе Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась ситуация, при которой конституционный орган государственной власти - Верховный Совет Республики Беларусь тринадцатого созыва - фактически лишен возможности осуществлять функции высшего органа представительной власти. Одной из причин низкой эффективности деятельности Верховного Совета Республики Беларусь является отсутствие кворума, необходимого для признания правомочности заседаний Верховного Совета Республики Беларусь.

Однако анализ Конституции и законов Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что и в нынешнем составе Верховный Совет Республики Беларусь является законным высшим представительным органом государственной власти, правомочным исполнять функции, возложенные на него Конституцией* и Законами Республики Беларусь.

Срок полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь. Основания для досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь

В соответствии со статьей 141 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" Верховный Совет Республики Беларусь принимает решения о признании полномочий депутатов Верховного Совета, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" полномочия депутата Верховного Совета Республики Беларусь начинаются с дня первого заседания вновь избранного Верховного Совета Республики Беларусь и заканчиваются в день открытия первого заседания Верховного Совета Республики Беларусь нового созыва.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" полномочия депутата Верховного Совета Республики Беларусь прекращаются досрочно по решению Верховного Совета Республики Беларусь:

1) в случае досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Республики Беларусь по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов;

2) в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" несовместимо с исполнением полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь;

3) в связи с личным заявлением депутата Верховного Совета Республики Беларусь ввиду обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий, либо по иным причинам, а также в случае смерти депутата;

4) в случае признания его судом недееспособным;

5) при несогласии в течение трех месяцев оставить работу, несовместимую с обязанностями депутата Верховного Совета Республики Беларусь;

6) в случае признания выборов недействительными;

7) в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Верховного Совета Республики Беларусь;

8) в случае утраты депутатом Верховного Совета Республики Беларусь гражданства Республики Беларусь;

9) в случае отзыва депутата Верховного Совета в соответствии с законом.

Такие же основания прекращения полномочий депутата содержатся и в статье 95 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь".

Таким образом, полномочия депутатов Верховного Совета Республики Беларусь начинаются с дня первого заседания вновь избранного Верховного Совета и заканчиваются в день открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва и могут быть досрочно прекращены лишь по основаниям, указанным в законе.

В соответствии со статьей 92 Конституции Республики Беларусь депутатами Верховного Совета не могут быть Президент, члены Кабинета Министров, судьи, а также иные лица, назначаемые на должность Президентом или по согласованию с ним

. Такая же норма содержится в Законе Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" (статья 92).

В соответствии со статьей 143 Конституции в редакции 1996 года в месячный срок со дня вступления в силу Конституции Верховный Совет и Президент Республики Беларусь формируют Палату представителей из числа депутатов Верховного Совета, избранных ко дню назначения даты проведения республиканского референдума 1996 года.

В соответствии с "законом" "О порядке формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь", согласно которому формировалось Национальное собрание, на основании заявлений депутатов Верховного Совета Республики Беларусь сессия Верховного Совета Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает состав Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 92 Конституции в редакции 1996 года депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией.

В связи с тем, что Конституция в редакции 1996 года не предусматривает случаев, при которых депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия не на профессиональной основе, работа в Палате представителей является основной работой депутата, которую он осуществляет, занимая должность, при назначении на которую требуется согласование с Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, полномочия депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, которые перешли на профессиональную работу в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, подлежат досрочному прекращению в связи с тем, что они были назначены на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" несовместимо с выполнением полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь.

Процедура досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь

Как уже указывалось выше, статья 9 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" говорит о том, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь принимается Верховным Советом Республики Беларусь. Кроме того, в статье 141 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" также указывается, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", принимает Верховный Совет Республики Беларусь.

Вместе с тем, статья 95 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" говорит о том, что полномочия депутата Верховного Совета прекращаются в случаях, предусмотренных данной статьей (без ссылки на необходимость принятия решения Верховным Советом Республики Беларусь).

Очевидно, что в данном случае имеется коллизия норм, которую можно трактовать двояко:

либо так, что полномочия депутата Верховного Совета Республики Беларусь досрочно прекращаются по решению Верховного Совета по основаниям, предусмотренным в законе;

либо так, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных в законе, что оформляется соответствующим решением Верховного Совета.

Представляется, что вторая точка зрения более правомерна по следующим причинам.

1. В случае, если бы полномочия депутатов досрочно прекращались лишь по решению Верховного Совета, то данное положение вступило бы в противоречие с Конституцией Республики Беларусь, поскольку в соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь Верховный Совет Республики Беларусь является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь. Таким образом, Конституция Республики Беларусь не допускает того, чтобы сложилась ситуация, при которой не существовало бы высшего представительного органа государственной власти.

Отстранение большого числа депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва от работы в Верховном Совете фактически привело бы в этом случае к досрочному прекращению полномочий Верховного Совета без назначения новых выборов, что недопустимо по Конституции.

Единственный случай досрочного прекращения полномочий Верховного Совета как высшего органа законодательной власти указан в статье 81 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с данной статьей полномочия Верховного Совета могут быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов.

Однако в этой же статье указывается, что выборы нового состава Верховного Совета назначаются не позднее трех месяцев до окончания полномочий Верховного Совета.

Таким образом, даже в случае досрочного прекращения полномочий Верховного Совета не позднее, чем за три месяца до окончания срока полномочий прежнего состава Верховного Совета, должны быть назначены новые выборы с тем, чтобы к окончанию полномочий прежнего состава Верховного Совета были избраны депутаты нового состава Верховного Совета.

Этот принцип (непрерывности органа высшей представительной власти) подтверждается также и статьей 7 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", в соответствии с которой полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.

2. Досрочное прекращение полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь лишь после принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь вступило бы в очевидное противоречие с Конституцией и иными законами Республики Беларусь, а также со здравым смыслом. Так:

а) в случае избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо с исполнением полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь, данное лицо, находясь в этой должности, продолжало бы исполнять обязанности депутата Верховного Совета Республики Беларусь, что недопустимо по Конституции Республики Беларусь;

b) при несогласии в течение трех месяцев оставить работу, несовместимую с обязанностями депутата Верховного Совета Республики Беларусь, данное лицо также могло бы исполнять обязанности депутата несмотря на явный запрет, указанный в Законе;

с) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (статьей 80) депутатом Верховного Совета может быть любой гражданин Республики Беларусь. Однако в случае утраты депутатом гражданства он продолжал бы исполнять обязанности депутата Верховного Совета, хотя по своему статусу он не вправе быть депутатом;

d) в случае признания депутата судом недееспособным он также мог бы продолжать исполнение своих полномочий, не понимая значения своих действий (признание судом недееспособным означает ограничение лишь гражданской правоспособности, то есть способности гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности (статья 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь), однако не влечет за собой автоматического лишения гражданина политических прав);

е) в случае смерти депутата его полномочия также прекращались бы досрочно только лишь после принятия специального постановления Верховного Совета и кворум исчислялся бы с учетом голоса умершего депутата.

3. Основания досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Беларусь, указанные выше, являются безусловными. То есть это означает, что Верховный Совет не имеет права не принять постановление о досрочном прекращении полномочий депутата, потому что в этом случае Верховный Совет нарушил бы Конституцию и законы Республики Беларусь.

Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии оснований, указанных в статье 95 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", полномочия депутата Верховного Совета Республики Беларусь прекращаются автоматически, а постановлением Верховного Совета Республики Беларусь лишь оформляется процедура досрочного прекращения депутатских полномочий. В связи с тем, что моментом, с которого прекращаются депутатские полномочия, является момент наступления событий, указанных в статье 95 вышеуказанного Закона, при принятии постановления о досрочном прекращении полномочий депутата его голос в расчет не принимается.

Кворум Верховного Совета Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Верховный Совет Республики Беларусь является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь (статья 79).

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" порядок деятельности Верховного Совета, его органов и депутатов определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", другими законодательными актами Республики Беларусь, а также Регламентом Верховного Совета, принимаемым Верховным Советом и подписываемым его Председателем.

В соответствии со статьей 80 Конституции Республики Беларусь Верховный Совет Республики Беларусь состоит из 260 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь"* Верховный Совет считается правомочным при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета.

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь законы и постановления Верховного Совета считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией.

В соответствии со статьей 10 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь заседания Верховного Совета правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа избранных депутатов.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.

Таким образом, для начала деятельности Верховного Совета Республики Беларусь необходимо, чтобы было избрано не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета, то есть не менее 174 депутатов. Впоследствии, после начала работы нового состава Верховного Совета, необходимо, чтобы на заседании присутствовало не менее половины от общего числа избранных депутатов. В случае, если полномочия депутата досрочно прекращены по основаниям, указанным в статье 95 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", общее количество избранных депутатов должно определяться без учета депутатов, чьи полномочия досрочно прекращены.

Правомочность принятия "закона" "О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва"

27 ноября 1996 года группой депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва был принят "закон" "О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва". В соответствии со статьей 1 данного "закона" в связи с формированием Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь полномочия Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва прекращаются с момента подписания данного "закона" Президентом Республики Беларусь.

Однако данный документ не может считаться законом и не имеет никакой юридической силы по следующим основаниям.

1. В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь Верховный Совет Республики Беларусь является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" Верховный Совет не вправе передавать свои полномочия какому-либо органу или должностным лицам.

Следовательно, принятие "закона" о прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва в связи с формированием Палаты представителей Национального собрания противоречит Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь".

2. В соответствии со статьей 62 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" сессия Верховного Совета проводится в форме пленарных заседаний, заседаний комиссий, депутатских объединений и иных органов, созданных Верховным Советом". Поэтому работа собрания депутатов Верховного Совета тринадцатого созыва не может считаться работой Верховного Совета Республики Беларусь, поскольку собрание депутатов не является органом, созданным Верховным Советом.

3. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" порядок деятельности Верховного Совета, его органов и депутатов определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь", другими законодательными актами Республики Беларусь, а также Регламентом Верховного Совета.

В соответствии с Временным регламентом Верховного Совета Республики Беларусь сессия Верховного Совета Республики Беларусь созывается Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь. Собрание депутатов Верховного Совета Республики Беларусь было созвано не Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь и с нарушением процедуры, установленной Временным регламентом, поэтому оно не может считаться сессией Верховного Совета Республики Беларусь.

4. В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Беларусь Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Совета Республики Беларусь исполняют по поручению Председателя Верховного Совета отдельные его обязанности и замещают Председателя Верховного Совета в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей. Таким образом, избрание председательствующим на "сессии Верховного Совета" заместителя Председателя Верховного Совета Республики Беларусь Ю.Малумова является незаконным, поскольку он не имел поручения от Председателя Верховного Совета Республики Беларусь Шарецкого С.Г., равно как и не мог исполнять такие обязанности вместо Шарецкого С.Г., поскольку в момент проведения собрания депутатов Шарецкий С.Г. не отсутствовал.

5. В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" проекты законов и законодательные предложения направляются в порядке реализации права законодательной инициативы в Верховный Совет на имя Председателя Верховного Совета Республики Беларусь, подлежат обязательной регистрации с уведомлением адресата и хранению в Верховном Совете.

Однако такой проект закона не был направлен Председателю Верховного Совета Республики Беларусь и потому не мог быть внесен на рассмотрение Верховного Совета.

6. Согласно статье 42 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" проекты законов должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, международным договорным и иным обязательствам Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Как уже указывалось выше, данный "закон" противоречит Конституции Республики Беларусь, в связи с чем даже в проекте он не мог быть вынесен на рассмотрение Верховного Совета.

7. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (статья 81) полномочия Верховного Совета могут быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов. В связи с этим для принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь о прекращении полномочий необходимо, чтобы за данное постановление проголосовало более двух третей от избранного числа депутатов. Однако за принятие этого "закона" подало свой голос меньшее количество депутатов, чем это определено в Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, принятый 27 ноября 1996 года группой депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва "закон" "О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва" не может считаться законом Республики Беларусь, равно как каким-либо иным нормативным актом, поскольку данный документ был принят с многочисленными нарушениями Конституции и законов Республики Беларусь.

Приложение № 3

CПРАВКА
о порядке признания недействительными полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, уклоняющихся от работы в Верховном Совете Республики Беларусь

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" осуществление Верховным Советом Республики Беларусь государственной власти основывается на активном и равноправном участии в его работе каждого депутата.

В соответствии со статьей 6 данного Закона депутат Верховного Совета Республики Беларусь как член высшего представительного постоянно действующего и единственного законодательного органа государственной власти Республики Беларусь несет обязанности перед Верховным Советом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией, Законом Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь".

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" депутат Верховного Совета Республики Беларусь обязан присутствовать и участвовать в работе Верховного Совета Республики Беларусь и тех его органов, в состав которых он избран или входит по должности. В случае невозможности участвовать в заседании депутат Верховного Совета обязан известить об этом соответственно Председателя Верховного Совета Республики Беларусь или руководителя органа Верховного Совета Республики Беларусь, в состав которого он избран или входит по должности. Аналогичная норма содержится и в статье 99 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь".

Вместе с тем нарушение со стороны депутата Верховного Совета Республики Беларусь обязанности по работе в Верховном Совете не является основанием в соответствии с законами Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" и "О Верховном Совете Республики Беларусь" для лишения депутата полномочий. Так, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" при систематическом неучастии депутата в работе сессии и при нарушении норм депутатской этики Верховный Совет Республики Беларусь информирует об этом избирателей данного депутата. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" депутату Верховного Совета Республики Беларусь, не участвующему без уважительных причин в заседаниях Верховного Совета или на заседаниях комиссий, в работе иных органов, членом которых он является, заработная плата, командировочные за время отсутствия по решению Председателя Верховного Совета Республики Беларусь не выплачиваются.

Таким образом, единственным основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета, уклоняющегося от работы в Верховном Совете и в органах Верховного Совета Республики Беларусь, является личное заявление данного депутата.

При наличии личного заявления депутата Верховного Совета Республики Беларусь с просьбой о досрочном прекращении полномочий Верховный Совет Республики Беларусь в соответствии со статьей 141 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата.

Приложение № 4

"___" ___________ 1997 года

Депутату Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" осуществление Верховным Советом Республики Беларусь государственной власти основывается на активном и равноправном участии в его работе каждого депутата.

В соответствии со статьей 6 данного Закона депутат Верховного Совета Республики Беларусь как член высшего представительного постоянно действующего и единственного законодательного органа государственной власти Республики Беларусь несет обязанности перед Верховным Советом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь".

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" депутат Верховного Совета Республики Беларусь обязан присутствовать и участвовать в работе Верховного Совета Республики Беларусь и тех его органов, в состав которых он избран или входит по должности. В случае невозможности участвовать в заседании депутат Верховного Совета обязан известить об этом соответственно Председателя Верховного Совета Республики Беларусь или руководителя органа Верховного Совета Республики Беларусь, в состав которого он избран или входит по должности. Аналогичная норма содержится и в статье 99 Закона Республики Беларусь "О Верховном Совете Республики Беларусь".

В связи с тем, что Вы в нарушение Конституции и законов Республики Беларусь уклоняетесь от работы в Верховном Совете Республики Беларусь тринадцатого созыва, прошу Вас в течение 10 дней подтвердить свою готовность продолжать работу в Верховном Совете Республики Беларусь тринадцатого созыва либо направить официальное заявление Председателю Верховного Совета Республики Беларусь с просьбой о досрочном прекращении Ваших полномочий как депутата Верховного Совета тринадцатого созыва.

С уважением,
Председатель Верховного Совета Республики Беларусь
С.Шарецкий


Приложение № 5

CПРАВКА
о порядке признания полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, избранных на выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, состоявшихся 24 ноября 1996 года

24 ноября 1996 года в Республике Беларусь были повторно проведены выборы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь по 60 избирательным округам. По всем 60 избирательным округам выборы состоялись, однако Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов официально не подвела итогов голосования и не опубликовала результатов выборов.

5 декабря 1996 года Президентом Республики Беларусь был издан антиконституционный указ № 508 "О вопросах, связанных с проведением выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва". В соответствии с данным Указом было установлено, что второй тур голосования по выборам депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва не производится.

В соответствии со статьями 21, 53, 54 Закона Республики Беларусь "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь" Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов регистрирует избранных депутатов, подводит итоги выборов по республике, публикует в печати сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, передает Мандатной комиссии Верховного Совета Республики Беларусь документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов.

В соответствии со статьей 55 Закона Республики Беларусь "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь" окружная избирательная комиссия после опубликования в печати списка депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией, выдает каждому депутату удостоверение о его избрании.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Верховного Совета Республики Беларусь" Верховный Совет Республики Беларусь по представлению соответствующей комиссии Верховного Совета принимает решение о признании полномочий депутатов.

В связи с этим, для признания полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, избранных 24 ноября 1996 года, необходимо:

1) восстановить работу Мандатной комиссии;

2) обратиться в Центральную избирательную комиссию с требованием подвести официальные итоги голосования, опубликовать результаты в печати в соответствии с требованиями Закона "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь", передать материалы на избранных депутатов в Мандатную комиссию Верховного Совета Республики Беларусь, а также назначить дату второго тура выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва;

3) по представлению Мандатной комиссии принять постановление о признании полномочий депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, избранных 24 ноября 1996 года.

Приложение № 6

ИСТОРИЧЕСКАЯ CПРАВКА
О ЛИКВИДАЦИИ СИСТЕМЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ МИРА
(Германия, Италия, Испания - 20-30-е гг.)

Действия, предпринимаемые в Республике Беларусь Президентом Лукашенко А.Г. в течение последнего года, имеют достаточно прямую аналогию с действиями фашистских партий Германии, Италии, Испании при ликвидации парламентаризма, существовавшего в этих странах, и установлении тоталитарного режима.

Так, на выборах в Германии в ноябре 1932 г. национал-социалистская партия получила 33 % голосов. Было сформировано первое фашистское (еще коалиционное) правительство. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства). Нацисты поставили перед собой задачу ликвидировать политическую систему Веймарской республики и создать новый государственный механизм, подчиненный целям партии. При этом они стремились обставить захват власти видимостью соблюдения конституции. Но для проведения соответствующих решений в рейхстаге по конституции требовалось 2/3 голосов, которых национал-социалистская партия не имела.

Надеясь на победу на новых выборах, нацисты потребовали роспуска рейхстага (Веймарская конституция позволяла президенту распускать рейхстаг, если он найдет это нужным, и назначать новые выборы). Президентским указом рейхстаг был распущен и на 5 марта 1993 г. были назначены новые выборы, на которых за национал-социалистов было отдано уже 43,9 % голосов. Однако необходимых 2/3 голосов партия все также не имела и не могла поэтому получить чрезвычайные полномочия конституционным путем. Тогда фашисты лишили мандатов депутатов от коммунистической партии (81 место в рейхстаге) и 23 марта 1933 г. провели через парламент закон о полномочиях.

Рейхстаг при принятии данного закона заседал временно в Крол Опере, окруженной частями СА и СС. Гитлер лично принял участие в дебатах по закону и в ответ на выступление социал-демократов заявил: "Германское правительство действовало бы против духа народного возрождения, если бы позволило себе вести переговоры и просить разрешения у рейхстага по каждому отдельному случаю и на каждое отдельное мероприятие. Действуя таким образом, правительство не имеет абсолютно никакого намерения ликвидировать рейхстаг и его функции; напротив, оно оставляет за собой право держать его время от времени в курсе мер, которые собирается предпринять, и, если сочтет это необходимым, просить одобрения у парламента". И далее Гитлер изложил оценку парламентского правления национал-социалистами: "Мы не признаем в парламентской системе никакого проявления воли народа, которая по логике может быть только волей к сохранению народа; мы видим в парламентской системе ошибочное, если не извращенное представление этой воли. Воля народа к утверждению его существования наиболее ясно и полезно проявляется в его наиболее выдающихся личностях! Они составляют представительное руководство нации, и только они могут быть гордостью народа, но никогда не может быть ею та парламентская группа, место рождения которой избирательная урна и чьим отцом является анонимный избирательный бюллетень!"

Следует отметить, что к моменту принятия законопроекта 26 социал-демократов, а также 81 депутат-коммунист были арестованы или скрывались. Таким образом, в обстановке сильнейшего давления был принят Закон о полномочиях.

Первая статья закона 23 марта передавала законодательные права рейхстага администрации, вторая предоставила последней полномочия изменять конституцию, третья передавала полномочия разработки законов от президента канцлеру, четвертая расширила полномочия до подписания договоров, пятая - ограничила действие закона четырьмя годами (действие его продлевалось в 1937, 1941 гг. и вновь в 1943 г.).

По сути Закон о полномочиях был законом об отмене конституции и законного государственного управления, но Гитлер не посчитал нужным и не дал себе труда заменить Веймарскую конституцию своей собственной: фашистское государство формально было построено по образу республики, с соблюдением принципа разделения властей. Но в условиях, когда исполнительная власть была наделена законодательными функциями, когда правительство, парламент, суд выполняли директивы фашистской партии, три ветви власти были фактически подчинены одной личности и единственной реальной государственной властью стала исполнительная власть.

Аналогичным образом за семь лет до этого Муссолини ликвидировал демократию в Италии. Протащив "чрезвычайные фашистские законы" в 1925-1926 гг., фашистская партия установила однопартийную систему и полностью завладела государственным аппаратом. Исполнительной власти были предоставлены функции законодательной. Правительство могло решать вопросы, до этого входившие в исключительную компетенцию парламента. Действуя в этом направлении, итальянский фашизм издал два закона: закон о правах и обязанностях главы правительства, первого государственного секретаря и закон о праве исполнительной власти издавать правовые нормативные акты. Этими законами роль парламента как законодательного органа была сведена к нулю.

Эта особенность организации фашистского государства характерна и для Испании. В законе об утверждении кортесов от 17 июля 1942 г. Франко определил их роль следующим образом: "Основная задача кортесов заключается в подготовке и разработке законов без ущерба для полномочий главы государства по их утверждению". Этот закон наделяет правительство правом "в случае войны или по соображениям срочности принять любой декрет или закон, о котором кортесам сообщается только после его издания".

В примате исполнительной власти над законодательной фашизм видел свои большие преимущества перед традиционной либеральной демократией. В речи, произнесенной 16 января 1937 г., Рудольф Гесс так оценил фашистскую конституционную реформу: "Национал-социализм позаботился о том, чтобы жизненные нужды нашего народа впредь больше не распылялись в рейхстаге и не являлись предметом торговли партии. Вы узнали, что в новом правительстве решения исторического масштаба выносятся фюрером и его кабинетом, - такие решения, которым в других странах должны предшествовать в течение многих недель парламентские дебаты". По мнению фашистов, таким образом достигается оперативность и деловитость, возможность быстро решать общественные дела без банальных и бесконечных споров в парламенте. Министр государственных финансов в кабинете Муссолини по этому поводу заявил: "Фашизм заменил споры делами".

После принятия закона от 23 марта 1933 г. были распущены профсоюзы, которые сдались без малейшего намека на борьбу, и другие ненацистские массовые организации, в июне была распущена СДПГ и полномочия депутатов от социал-демократов были объявлены недействительными, в июне-июле о самороспуске, вместе с их военными организациями, заявили все буржуазные партии. 14 июля был опубликован закон о запрещении образования новых политических партий, то есть национал-социалисты объявили себя единственной легальной партией. В течение весны-лета 1933 г. вся пресса была унифицирована и поставлена под контроль фашистских чиновников. Закон "Об обеспечении единства партии и государства", принятый в декабре 1933 г., объявлял национал-социалистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли", органы фашистской партии стали выполнять государственные функции. Были упразднены законодательные органы земель - ландтаги, правительства земель подчинялись непосредственно имперскому правительству, был создан институт штатгальтеров - наместников правительства в землях (ими были, как правило, руководители земельных организаций партии - гауляйтеры). После смерти президента Гинденбурга в августе 1934 г. полномочия президента были переданы пожизненно "фюреру и рейхсканцлеру" Адольфу Гитлеру.

Итак, Гитлеру потребовалось несколько месяцев, чтобы полностью разрушить германскую демократию.

После 23 марта 1933 г. германский рейхстаг был полностью отстранен от дел, все законы, имевшие судьбоносное значение для Германии, издавались Гитлером. При этом, как правило, законы незамедлительно вступали в силу, а задним числом вносились в парламент для одобрения или доведения до сведения. Фактически же парламент служил вождю партии Адольфу Гитлеру трибуной, с которой он произносил свои пропагандистские речи перед иностранными дипломатами и журналистами.

Список литературы

  1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И.Батыра. - М.: Былина, 1995.
  2. Джонсон Пол. Современность: мир с двадцатых по девяностые годы. - М.: Анубис, 1995 (пер. с англ.).
  3. Желев Желю. Фашизм: тоталитарное государство. - М.: Новости, 1991 (пер. с болг.).
  4. Новейшая история. 1918-1939 гг. Учебник. - М.: Высш. школа, 1974.
* Вносится фракцией "Гражданское действие".
* Во всем тексте под словом "Конституция" понимается Конституция 1994 года, если прямо не указано иное.
* В редакции Закона, действовавшей на момент начала деятельности Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва.


Содержание номера