Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

1998, N1(103)
С. Богданкевич,
доктор экономических наук, профессор

Беларусь -- Россия. Несколько слов к теме "Cоюза"

Приходится констатировать, что за годы декларируемого перехода к рынку экономическая мысль ведущих (приближенных к власти) белорусских экономистов и управленцев страны сумела продвинуться где-то только на полшага от твердого большевизма к раннему кейнсианству, не приблизившись к пониманию бесспорной необходимости формирования либеральной модели экономического развития. В стране господствующим правосознанием как общества, так и ведущих экономистов и руководящих кадров всех уровней управления государством остается административно-командное, а в основе правительственной экономической программы, подтвержденной президентом на ноябрьском (1997 г.) хозяйственном активе в г. Могилеве, лежат отвергнутые практикой как малоэффективные, большевистские и кейнсианские рецепты. Свободная экономика более производительна, чем несвободная, и только она способна эффективно решить проблему повышения уровня жизни населения. Этот факт еще раз подтвердило исследование, проведенное сообществом 47 исследовательских институтов со всех континентов (см. доклад "Экономическая свобода мира", содержащий итоговую оценку индекса экономической свободы для 100-115 стран в 1975, 1980, 1985, 1990, 1995 гг.). Однако, вопреки фактам, для большинства белорусских экономистов и политиков тезис о том, что необходимо отделить государственного чиновника от экономики, что главной обязанностью государства является создание условий для максимальной свободы индивидуального выбора, обеспечение свободы частного обмена, гарантии частной собственности и частных контрактов, а также социальная защита нетрудоспособных и безработных, но не объемы производства, не проведение посевной кампании, не поддержание "на плаву" убыточного производства, -- является неприемлемым.

Прежде всего с подачи ряда экономистов главой государства по-прежнему отвергаются такие универсальные истины, как недопустимость финансирования инвестиций за счет денежной эмиссии (создания инфляционных денег) , а также роста дефицита госбюджета. Экономическую науку "обогатили" открытия Петра Прокоповича и некоторых "ученых" экономистов, преподносящих кредитную экспансию как средство повышения коэффициента монетаризации и как средство решения проблемы нехватки у предприятий оборотных средств и ликвидации неплатежей, и предложивших "безинфляционное" эмиссионное кредитование реального сектора экономики, изоляцию этих денег от общей денежной массы, "безинфляционное" кредитование строительства жилья на 40 лет под 2-5% годовых (в условиях официальной инфляции 60-70%). Очевидно, что эти изобретения достойны книги Гиннесса. Результатом реализации этих "идей" стало обесценение только в текущем году рублевых средств на счетах предприятий и населения более чем на 8 трлн.руб, а с учетом утраченной выгоды - реальных процентов - более 10 трлн. руб., что сопоставимо с суммой эмиссионных целевых кредитов Национального банка. Тем самым нанесен очередной крупный материальный ущерб населению, его реальным сбережениям, разрушены последние иллюзии у граждан о возможности сбережений с помощью денежных вкладов в банки. Как известно, накопления населения в конкурентной экономике представляют собой один из главных источников инвестиций. В нашей стране резко снизились (с учетом инфляции) остатки срочных депозитов населения в банках - за 9 месяцев 1997 г. примерно на 23%. Оказалась разрушенной цивилизованная рыночная система валютного регулирования, уже в 1995 году гарантировавшая как юридическим, так и физическим лицам возможность приобретения инвалюты по стабильному курсу. Кроме того, проигнорирована экономическая теория и исторический опыт, которые свидетельствуют, что только рыночные отношения являются самым действенным путем для активизации деловой активности, повышения рентабельности и конкурентоспособности.

С одной стороны, в "новой" стратегической программе, казалось бы, правильно констатируется крайне низкая рентабельность промышленности, значительная доля полностью убыточного производства, повсеместная тенденция удорожания стоимости выпускаемой продукции, развитие производства почти исключительно за счет экстенсивных факторов, наличие износа основных производственных фондов от 55 до 70 и более процентов в условиях занижения отчислений в амортизационные фонды и падения инвестиций (по сравнению с 1990 г. размеры инвестиций уменьшились более чем в три раза , а в некоторых отраслях - от 5 до 45 раз, доля амортизационных отчислений покрывает менее 30% общего объема инвестиций), сокращение внешних инвестиций в текущем году еще на 10% (в целом, включая все источники, соотношение валовых инвестиций к стоимости основных фондов составляло в 1996 г. лишь 2,6 процента при 13,7 процента в 1991 г..). Окупаемость инвестиционных проектов, финансируемых государством, неоправданно высока, составляет, как правило, 5 и более лет. В малом бизнесе занято лишь 5 процентов трудоспособного населения и т. д. К этому следует добавить, что, согласно данным Национального банка, при росте национального продукта на 110% кредитные вложения (т.е. задолженность хозяйства банкам) возросли на 195%, что почти в 1,4 раза опережает рост потребительских цен. Каждый процент прироста ВВП проплачивается 5-6% инфляции. Поступление в страну инвалюты составляет лишь 30% от объема экспорта, а размер бартера - еще 30%. Не решена проблема множественности валютного курса.

С другой стороны, не предлагаются кардинальные, проверенные мировым опытом направления выхода из архикризисной экономической ситуации, прежде всего в части реформирования отношений собственности и расширения экономической свободы, проигнорировано очевидное уникальное достоинство рынка - способность к саморегуляции, эффективность автоматической корректировки экономики с учетом постоянно меняющихся реалий.

Что в провозглашенной А.Лукашенко на могилевском совещании так называемой стратегии развития промышленного комплекса представляется наиболее спорным ?

  1. Сохранение принципа административного регулирования и стимулирования рынка, декретивного развития экономики . Экономика "по декрету" обречена на неэффективность..
  2. Выделение государственных предприятий из общих рыночных условий хозяйствования (льготирование им налогообложения, отсрочка задолженности по платежам в бюджет, льготное целевое кредитование и т.п.). Семь лет подобной экономической политики и практики ничему никого не научили.
  3. Отказ от частного конкурентного рынка. Усиление (сохранение) бюрократического управления предприятиями, ограничение экономической свободы посредством внедрения в частный сектор придуманной кейнсианцами "золотой акции" в целях получения права вмешательства " в интересах развития экономики", как ее будет понимать тот либо иной чиновник - управляющий, не несущий материальной ответственности за результаты своего управления. Спрашивается, почему белорусское государство (в отличие, например, от российского), наделив своего представителя в акционерном обществе особым правом ("золотой акцией"), не предусмотрело для других участников акционерного общества возмещения государством возможных убытков, понесенных ими от неэффективного, произвольного использования этого права.
  4. Декларативный призыв к крупным внутренним и внешним инвестициям в экономику, в которой, по заявлению президента, уровень рентабельности не обеспечивает даже простого воспроизводства : без должных гарантий прав частной собственности и при доминации государственного сектора; при отсутствии конкурентной среды и равных для всех без исключения правил игры; при подавляющем , граничащем с произволом, административном контроле производства, продажи и использования инвалютных средств; при высоком уровне и усложненной системе налогообложения; при отсутствии рыночно стабильной валюты, пренебрежении к частным сбережениям и накоплениям ; без либерализации рынка труда.
  5. Директивное, без независимой экспертизы, определение лидеров производственного сектора, так называемых точек роста. Как в экономической теории, так и практике нет ничего, что подтверждало бы эффективность такого использования ограниченных капитальных ресурсов. Промышленность Японии достигла поразительных успехов "вопреки" воле и политике чиновников из МИТИ. Из исследовательских источников известно, что отрасли, получившие наибольшую государственную помощь, имели наименьшие темпы роста, и наоборот. Об этом же свидетельствует опыт Венгрии. Для сохранения экономических флагманов (14 компаний - 83000 рабочих мест) была оказана правительственная помощь свыше 2 млрд. дол. По истечении пяти лет лишь четыре компании работают прибыльно, причем их меньше всего коснулась заботливая рука государства. Средства налогоплательщиков по воле чиновников были выброшены на ветер. На такой же результат обречена и политика президента и его ученых советников с определением по указу точек роста и локомотивов национальной экономики. Однозначный вывод об этом имеется в работах лауреата Нобелевской премии в области экономики 1995 г. профессора Лукаса. Разумеется, наши "прокоповичи" выше мирового опыта, идут своим путем.
  6. Авторы "новой" программы не учитывают простой факт: подавляющее количество рабочих мест, технологических открытий, точек роста дает малый и средний бизнес. Они умалчивают об иллюзорности своей инвестиционной программы, если она гарантирует обновление основных фондов только через 30 лет. Она не предусматривает восстановления делового имиджа Беларуси в глазах потенциальных инвесторов, в том числе достижения соглашений с международными финансовыми организациями.
  7. Альтернативы девальвации рубля и отказа от целевого кредитования неэффективного производства просто не существует. Однако безусловно необходимая для оживления инвестиций девальвация рубля и нормализация денежно-кредитного обращения не планируется. Наоборот, согласно правительственному прогнозу, коммерческие банки при сегодняшней рублевой денежной массе в 35 трлн. рублей выделят на инвестиции в 1998 году 23 трлн. руб. и , кроме того, бюджет где-то изыщет для покрытия своего дефицита еще 16,5 трлн. руб.. Значит ли это, что все ранее выданные кредиты как в оборотные средства , так и на капитальные вложения будут погашены? Это абсурд, нереальность. Очевидно, предполагается дальнейшее государственное фальшивомонетничество в форме безресурсной кредитной эмиссии Национального банка.
  8. "Новая" промышленная политика не предусматривает отмену действующей объективно порочной системы экономических отношений и управления, а также создания эффективных механизмов использования имеющихся и подготовки новых высокопрофессиональных кадров.
Как свидетельствует мировой опыт, для стабильного улучшения жизненного уровня населения страны с переходной экономикой необходимо обеспечить реальный экономический рост порядка 6-10% в год и существенный рост эффективности производства. Объективным показателем крайне низкой эффективности белорусского производства является тот факт, что, согласно "Отчета о мировом развитии за 1995 год", на единицу потребляемой энергии у нас производится почти в 2,5 раза меньше ВВП, чем в среднем в группе стран с таким же доходом, как и Беларусь. В связи с этим приоритетными инвестициями должны стать вложения в новейшие технологии, а также в экспорт. Для этого, согласно тому же опыту, наряду с созданием конкурентной рыночной среды и крупномасштабными мерами по подъему эффективности использования основных фондов ежегодные инвестиции в экономику должны составлять примерно 30% от ВВП.

Инвестиции в Беларуси в основной капитал в процентах от ВВП составляли: 1995 г. - 18,7%; 1996 г. - 15,2%; январь-июль 1997 г. - 14,6%. При этом инвестиции в производственную сферу составляют менее 10% от ВВП ( за январь-июль 1997 г. - 8,4%). У Беларуси есть лишь один способ поднятия инвестиций до уровня 30% от ВВП - крупномасштабное улучшение делового климата, что позволило бы привлечь как иностранных инвесторов и иностранных кредиторов, так и национальный частный бизнес, включая репатриацию капитала, ранее вывезенного за границу.

30% от ВВП - это сегодня 3,5-4 млрд. дол.. По оценке, за текущий 1997 год в экономику, включая непроизводственный сектор, будет вложено менее половины требуемой суммы, в том числе в производственный сектор примерно 1 млрд. дол.. Причем доля иностранных кредитов и прямых иностранных инвестиций составит лишь около 2% от суммы инвестиций. Учитывая реальное снижение уровня жизни, увеличение удельного веса инвестиций за счет сокращения потребления не только нежелательно, но и трудно осуществимо. Единственными реальными источниками роста необходимых инвестиций остаются иностранные кредиты и иностранные прямые инвестиции, а также возможная репатриация вывезенного за границу национального капитала. Страна должна поставить перед собой и решить непростую задачу- ежегодно привлекать из-за рубежа порядка 1,5 млрд. дол. в соотношении: прямые инвестиции - 500 млн., кредиты - 1 млрд. дол.

Эта задача в принципе вполне жизнеспособна и решаема. Беларусь с ее исключительно выгодным географическим положением, тесными связями как с традиционным восточным, так и богатым западным рынком, неплохой производственной инфраструктурой, квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, незначительной, по мировым стандартам, внешней задолженностью обладает огромным потенциалом для расширения притока иностранного капитала как в форме прямых инвестиций, так и кредитов. Для ее реализации нужна лишь политическая воля, команда профессионалов-реформаторов, ясно представляющих пути решения этой проблемы, и строго выверенная программа действий, в основе которой лежит создание условий и ориентация любых субъектов хозяйствования на получение максимальной прибыли и ее использование на накопление и высокоэффективные инвестиции. Ее реализация практически невозможна без достижения соответствующего соглашения с МВФ и МБРР и получения от них значительной технической и финансовой поддержки.

Что подразумевается под "хорошим инвестиционным климатом"? Прежде всего создание в стране такой деловой среды , которая обеспечивала бы любому инвестору, как внутреннему, так и иностранному, право самостоятельно управлять своим бизнесом , где вопросы разрешений на инвестиции, приобретение земли или акций, формирование цен, налоговые и иные платежи решаются прозрачными, одинаково обязательными для всех и безусловно стабильными законами, а не исполнительными органами власти, не требуют специальных обращений к государственным чиновникам и их "стимулирования". Создание в стране такой деловой конкурентной среды, где гарантировалось бы право на получение любым инвестором максимально возможного дохода при минимальном риске, где государственный контроль за инвестором и производителем был бы ограничен жесткими рамками закона и соответствовал бы европейским стандартам.

Главное, что необходимо гарантировать, это: а)макроэкономическое равновесие; б) либерализацию цен, демонополизацию и приватизацию; в) прозрачные и справедливые правовые основы и высокий уровень экономической свободы для предпринимательства; г) высокую степень реальной безопасности частной собственности; д)прозрачное и справедливое налогообложение; е) более высокие, в сравнении с другими странами с переходной экономикой, реальные доходы на вложенный капитал на белорусском рынке.

Макроэкономическое равновесие - это прежде всего низкий уровень инфляции и стабильный валютный курс. Равновесие между совокупным спросом и внутренним производством, между спросом и предложением инвалюты достигается прежде всего строгой денежно-кредитной политикой, отказом от политики кредитной экспансии и заниженных процентных ставок, введением жесткой финансовой и бюджетной дисциплины вплоть до банкротства для всех без исключения предприятий, включая государственные, открытой внешнеторговой политикой, конкурентным ценообразованием, введением режима свободной текущей конвертируемости белорусского рубля по единому курсу, формируемому под действием ничем не ограниченных рыночного спроса и предложения. Первичным условием для достижения макроэкономического равновесия, с одной стороны, является отказ президента и правительства от вмешательства в деятельность Национального банка, прежде всего в вопросы денежно-кредитной эмиссии, вопросы рефинансирования коммерческих банков (только через аукционы), в процентную политику и валютное регулирование, с другой - обеспечение режима строжайшей экономии, ограничение дефицита государственного бюджета пределом в 2% от ВВП. При этом максимальный внешний долг страны за счет инвестиций в новейшую технологию и экспорт мог бы быть увеличен до 4 млрд. дол. (до 30% от ВВП).

Либерализация цен , демонополизация экономики и приватизация - важнейшие слагаемые, без которых невозможно достижение успеха в привлечении крупных инвестиций и в создании конкурентной экономической среды. Цены - главный, если не единственный, ориентир для эффективного размещения ресурсов. Сегодня в Беларуси измерение подлинной эффективности того либо иного производства крайне затруднено из-за искажений цен в силу инфляции, завышенного обменного курса, льготирования, субсидирования, перекрестного субсидирования в энергетике и газовой отрасли, различных внутренних ограничений и незавершенности структурных преобразований. Они должны формироваться не под влиянием правительственных решений, а в силу действия конкурентных рыночных сил, отражая реальную потребность рынка в определенных товарах и услугах и обеспечивая максимальную эффективность инвестору и экономический рост. О неэффективности административного регулирования цен ,к примеру, свидетельствует следующий факт. На Украине и в России, где цены формируются свободно на базе спроса и предложения, за 1-ое полугодие 1997 г. уровень цен повысился соответственно на 5,4 и 8,4%, а в Беларуси, где цены регулируются государством, потребительские цены выросли на 41,3%, а цены производителей промышленной продукции - на 65%. Эффективная рыночная экономика без свободного конкурентного формирования цен немыслима. Для создания конкурентной среды необходима максимальная демонополизация экономики. Монополистические рыночные структуры, прежде всего розничные и оптовые торговые и снабженческие организации, монопольные образования в жилищном секторе и другие необходимо упразднить. Однако только демонополизация сама по себе недостаточна. Необходима широкая приватизация, а также снятие всяких препятствий для развития частного предпринимательства, в том числе барьеров созданию и закрытию предприятий, вывозу прибылей и возврату капитала. Демонополизацию на внутреннем рынке продукции таких наших крупных предприятий, как автомобильный, тракторный и другие заводы-монополисты, работающие в основном на экспорт, можно было бы обеспечить путем внешней открытости рынка, сохранив на первом этапе лишь небольшую защиту от производителей из-за рубежа. Разумеется, в тех структурах, где демонополизация невозможна, контроль за монополистами должен быть сохранен. Кроме того, требуется ликвидация любых факторов, искажающих уровень цен, естественной реальной рентабельности производства, стоимость банковского (денежного) капитала, как то: льготирование, субсидирование, материальная поддержка неэффективных предприятий в любой форме, неодинаковое, неравновеликое и нестабильное налогообложение. Всякое искажение стоимости дезинформирует инвесторов, субъекты рынка, однако, что очевидно, не отменяет известное положение о том, что в принципе невозможно реально снизить цену на какой- либо товар ниже стоимости производства в целом для всего общества, для всей страны. Очевидно, одним из привлекательных для инвесторов аргументом в пользу инвестирования в экономику Беларуси было бы совершенствование таможенного союза с Россией в направлении уменьшения или полной ликвидации налогов и тарифов на импортируемое оборудование и материалы для национального производства из третьих стран.

Важным слагаемым успеха является обеспечение для любого инвестора полной свободы выбора: где инвестировать, что производить, как производить , какую сохранять численность рабочей силы, для кого производить, по какой цене и в какой стране продавать, а также права собственности на земельные участки для создания коммерческого предприятия. Частный бизнес должен быть защищен от дискриминационного применения нормативных актов, от предвзятых проверок контролирующих органов, от дискриминации в области кредитования, от "драконовских" штрафов и сумм арендной платы, от "выбивания" лицензий, разрешений, регистраций, согласований и других проволочек, от любой зависимости от доброй либо злой воли государственной бюрократии.

Цены не имеют экономического смысла, если субъекты рынка не платят по счетам, живут не по средствам. Длительные задержки в платежах, характерные для нынешнего состояния нашей экономики, искажают цены и реальную эффективность инвестиций, приводят к неэффективному, расточительному использованию ресурсов. Жесткая финансовая дисциплина - безусловная составляющая эффективной рыночной экономики. Без дисциплины и строгой имущественной ответственности нельзя создать привлекательной деловой среды для инвестора. Жесткая дисциплина предполагает отказ от субсидирования банкротов, включая и скрытую форму -- посредством принудительного банковского кредитования, недопущение просроченных платежей между субъектами, широкое использование залогового права собственности на землю и недвижимость. Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых отношений в экономике, выполнение заключенных контрактов является только реальная угроза банкротства. Кроме того, должна быть отменена всякая иная очередность платежей, кроме, возможно, календарной. Все платежные обязательства должны иметь одинаковую силу. Иного не дано. Это основа всякого бизнеса и частных инвестиций.

В конкуренции за инвестиционные ресурсы большую роль играет налогообложение. Задача улучшения инвестиционного климата требует создания в Беларуси хотя бы такой же налоговой среды, как в странах-конкурентах с аналогичным уровнем доходов на душу населения .Налоговая система Беларуси должна соответствовать международным нормам, быть прозрачной, справедливой, ясной для понимания и расчета платежей. Прежде всего, следовало бы упразднить внебюджетные фонды и целевые налоги, кроме общепринятых в мировой практике. Уровень налоговой нагрузки на экономику у нас должен быть снижен, как минимум, в 1,5 раза. Необходимо также сократить численность налогов, количество дифференцированных ставок по отдельным налогам, прекратить практику налоговых льгот для отдельных субъектов, осуществить переход к международным стандартам бухгалтерского учета. Все конкурирующие субъекты и инвесторы должны быть поставлены в одинаковые условия хозяйствования, платить одни и те же налоги на аналогичные виды деятельности или доходы.

Очевидно, сокращение налогового бремени на экономику предполагает сокращение государственных расходов. Следовало бы, исходя из опыта стран с таким же, как у нас, уровнем дохода, ограничить государственные расходы пределом в 25% от ВВП. Одновременно с этим необходимо покончить с наличием в стране теневого президентского бюджета (финансирование через управление делами президента), а также квазифискального бюджета, финансируемого через банковскую систему ("кредитование" АПК, нерентабельных госпредприятий, жилищного строительства и т. п.). Для сокращения государственных расходов необходимо реформирование, наряду с экономикой, системы государственного управления, армии, милиции, социальной сферы.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие в стране реально функционирующей правовой, законодательной базы, особенно в отношении частной собственности, а также независимой от правительства судебной системы, обеспечивающей строгое соблюдение законов. Прозрачные и справедливые правовые основы должны гарантировать потенциальным инвесторам равные условия, где правила игры понятны и одинаковы для всех. При создании такой деловой среды Беларусь сможет реализовать свой безусловный шанс стать процветающей европейской страной.

Беларусь заслуживает лучшего !


Содержание номера