Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

1999, N1(6)
Станислав БОГДАНКЕВИЧ,
председатель Объединенной гражданской партии, профессор

Белорусская национальная идея

История предоставила белорусам шанс создать независимое демократическое правовое государство. Сегодня для граждан этого государства нет большей ценности, чем их общий дом под названием Республика Беларусь. В закреплении полного суверенитета государства и праве нашего народа распоряжаться своей судьбой, в возрождении его духовно-нравственных устоев и расцвете национальной культуры, в формировании процветающего гражданского общества и демократического правового государства, высшей целью которого было бы обеспечение прав и свобод своих граждан, а также их достойного уровня жизни, и состоит, по нашему глубокому убеждению, суть Белорусской национальной идеи!

Трагедия состоит в том, что сегодня белорусское общество оказалось не в состоянии выражать свою волю. В результате государственного переворота 24 ноября 1996 г. в стране установлена президентская диктатура и судьбу десятимиллионного народа определяет диктатор. Подписанные в Москве соглашения о создании белорусско-российского "союзного государства" могут стать началом ликвидации суверенитета Беларуси. Лукашенко ради удовлетворения личных интересов и собственных политических амбиций готов пожертвовать судьбой целого народа. В стране нет реально действующих демократических представительных институтов, с помощью которых население могло бы отстаивать свои интересы. В рамках нынешнего режима никакое свободное волеизъявление народа невозможно.

Российское руководство, прекрасно осведомленное о положении с демократией в Беларуси, тем не менее стремится воспользоваться ситуацией и фактически инкорпорировать соседнее государство. Это нельзя расценить иначе, как реанимацию агрессивной имперской политики.

Конкретные положения нашего понимания национальной идеи провозглашены в первых двух разделах Конституции страны. Важнейшие из них: демократическая форма правления, основанная на принципе власти закона, защиты прав человека и основных свобод; превращение Беларуси в нейтральное государство, а ее территории - в безъядерную зону; разделение и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, создание системы сдержек и противовесов, которые препятствовали бы монополизации власти у одной из ее ветвей; приоритет общепризнанных принципов международного права; развитие и укрепление плюралистической парламентской демократии; недопустимость существования монополии правительства, политических партий, частных предприятий или отдельных лиц на СМИ; гарантия свободы собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования, а также средств массовой информации; свободное объединение граждан в политические партии и общественные объединения, которым гарантируется доступ к государственным СМИ; равные права и равные условия для развития всех форм собственности; гарантия каждому права собственности.

Даже простое перечисление этих конституционных положений показывает, как далеко мы отстоим от реализации национальной идеи, в основании которой лежали бы вышеперечисленные общеевропейские ценности.

Социологические опросы свидетельствуют об утробном состоянии нашего общества, крайней его неразвитости. Многомерная политическая структура белорусского общества не сформирована. Как свидетельствует опыт демократических стран, нормальное гражданское общество и демократия базируются на деятельности различных политических и гражданских институтов, прежде всего политических партий и общественных объединений, предприятий негосударственных форм собственности, культурных, потребительских и других сообществ. Посредством этих институтов обеспечивается объединение граждан на базе тех или иных политических идеологий, платформ, взглядов. Однако в Беларуси более половины населения не определилось в своем отношении к политическим партиям и движениям, к их идеологиям, платформам, экономическим программам. Президентская "вертикаль" делает все возможное, чтобы не дать белорусскому народу структурироваться на основе институтов, отражающих его интересы и потребности, поддерживает иллюзорные надежды на иждивенчество, на патерналистскую роль государства, поощряет гражданскую и политическую пассивность, неучастие в активной общественной и политической деятельности, в выборах как в законодательные, так и местные органы власти. Посредством монополии на телевидение, радио и массовые газеты насаждаются давно опровергнутые историей идеи уравнительной справедливости и мифы, будто у белорусского народа есть лишь один достойный руководитель - А. Лукашенко, другие "обманут"; что есть лишь одна концепция социально-экономического развития страны - разработанная А. Лукашенко, а каких-либо достойных альтернативных концепций и экономических программ в природе не существует; что избранный А.Лукашенко политический и экономический курс является единственно правильным, а низкие зарплата и пенсии, растущие цены и обнищание народа не от невежественного руководства страной, отсутствия реформ и других глубинных политико-экономических причин, а от происков многочисленных внешних и внутренних врагов, которых президент постоянно разоблачает.

В силу ряда известных субъективных и объективных факторов наша страна все еще стоит перед исторической дилеммой, которая может рассматриваться как традиционная: Восток - Запад. Схематично это представляет собой выбор между принципами европейской и азиатской социальных систем. "Лукашенковским" социально- экономическим реалиям Беларуси более соответствует азиатский способ производства, основанный на доминировании административной власти и ее неразделимости с собственностью, на экономическом и политическом господстве бюрократии. Именно власть здесь главное.

Основной признак и краеугольный камень европейской системы - свободная от государства частная собственность, свободный рынок, примат гражданского общества над государством. "Становой хребет" европейской цивилизации - "священное право частной собственности". Никакие бури в лице "марксизма"-социализма, "коммунизма"-большевизма, "фашизма"-нацизма не сумели разрушить корни европейской цивилизации, потому что среди цивилизаций, функционировавших в последние века на исторической сцене, западная оказалась наиболее эффективной, обеспечила высокий уровень благосостояния и свобод населению. Независимая Беларусь может и должна создать у себя европейское гражданское общество, поставить на службу обществу государство, а не наоборот. Наше будущее - на пути к рыночной экономике и западной социальной системе с ее непреходящими общественными ценностями, прежде всего такими как свобода и права человека, демократия, децентрализация и разделение властей, независимость средств массовой информации, гражданское общество, свободное предпринимательство, верховенство закона.

Лукашенковский курс на единение с Россией контрпродуктивен. Россия сегодня находится на обочине цивилизации. Без экономической помощи Запада ее экономика обречена на деградирование. История последних лет свидетельствует, что российская элита не в состоянии отказаться от своего имперского мышления и блокового мировоззрения, в основе которого лежит тезис об изначальной враждебности западной цивилизации по отношению к православно-славянской.

Мы - европейцы. Наше будущее - не в превращении своей страны в западный форпост обнищавшей и раздираемой внутренними противоречиями олигархической России, а в самостоятельном развитии, в постепенной интеграции в цивилизованное европейское сообщество при безусловном сохранении, на условиях свободной рыночной торговли, тесных экономических отношений с Россией, дружбы с её великим народом.

Реализация национальной идеи предполагает государственную поддержку национальной культуры, восстановление исторической национальной символики и реального утверждения белорусского языка в качестве государственного; максимальную децентрализацию власти, законодательное закрепление местной автономии, включая выборность местных глав администраций; предоставление оппозиции статуса, позволяющего ей играть ответственную и конструктивную роль; очищение власти от коррупционеров и проведение открытой, нравственной, подлинно национальной внутренней и внешней политики; создание условий для достойной жизни всех наших граждан с помощью социально ориентированной рыночной экономики.

Сегодня главным препятствием для реализации национальной идеи является авторитарный режим президента Лукашенко. Этот режим опирается на многочисленные силовые структуры, а также часть нашего населения, ностальгирующего по прошлому, главным образом пенсионеров и ортодоксальных коммунистов. Основной социальной опорой правящего режима является та часть общества, физическое выживание которой зависит от доброй или злой воли этого режима. Без ликвидации огромной экономической и внеэкономической зависимости людей от власти президентских чиновников трудно рассчитывать на формирование гражданского общества, восстановление конституционной законности, демократии и подлинного народовластия. В то же время нельзя преуменьшать значение факторов и сил, объективно работающих на прогресс общественно-политического и правового сознания белорусского народа, в том числе и на увеличение числа тех, кто был вынужден и научился сам обустраивать свою жизнь и жизнь своих близких.

У режима Лукашенко нет исторической перспективы. Однако и у демократической оппозиции, в связи с антиконституционным упразднением Верховного Совета и введением де-факто авторитарной Конституции, отсутствуют иные пути отстранения от власти этого режима, кроме как демократизация общественной жизни и победа на выборах.

Для страны с неустоявшейся демократией, какой является Республика Беларусь, особое значение имеет строгое законодательное обеспечение выборных кампаний, максимально ограничивающее возможности неконтролируемого влияния исполнительной "партии власти" на итоги выборов, их фальсификации. Справедливость и легитимность избирательного законодательства не должна вызывать сомнений как у власти, так и у оппозиции.

Свободные, справедливые и равные выборы предполагают обеспечение широкого доступа всех политических сил к государственным СМИ, формирование центральной, территориальных, окружных и участковых комиссий на паритетных началах всеми политическими силами с последующим утверждением представительными органами власти, свободная без ограничений реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными, исключение возможности внесудебной отмены решения о выдвижении кандидата, организация общественного контроля за выборами, включая обязательную выдачу наблюдателям копий протоколов об итогах голосования, предельное ограничение посредством избирательной процедуры досрочного голосования и голосования с помощью переносных урн, возможность создания партийных (либо индивидуальных) избирательных фондов кандидатов в разумных пределах.

Сегодняшняя Беларусь не изолирована железным занавесом от цивилизованного мира. Власть Лукашенко не приняла ортодоксальных диктаторских форм, характерных для бывшего коммунистического СССР. Элементы демократии и информационной свободы, хотя и в крайне ограниченных объемах, все еще сохранились. Прозрению народа способствуют также результаты деятельности Лукашенко: падение уровня жизни, галопирующий рост цен, обесценение рубля и денежных вкладов. В этих условиях его поддержка населением не может не сокращаться. В этой связи не разделяю пессимизма части оппозиции, находящейся в плену пропаганды о всенародной поддержке классического популиста Лукашенко, не отличающегося ни богатым интеллектом, ни образованностью, ни культурой, о его будто бы непобедимости на свободных выборах. Время работает против установленного в стране авторитарного режима. Он обречен. Допускает все больше крупных политических и экономических ошибок. Находится в глубокой внутренней и международной изоляции. Все более теряет поддержку не только среди интеллигенции, чиновничества, деловых людей и молодежи, но и среди ностальгирующих по прошлому ветеранов и сельского населения. Мне представляется ничем не обоснованным, ошибочным и даже вредным тезис об уникальности нашего народа и ситуации в Беларуси, об отсутствии у нашего "зомбированного" населения здравого смысла, о его неспособности подняться над своими заблуждениями, оценить собственные политические ошибки, о готовности и дальше поддерживать лишь харизматических популистов типа Лукашенко.

Отсюда следует, что главной задачей всех оппозиционных нынешнему тоталитарному режиму демократов должна стать мобилизация сил на решение проблемы демократизации страны, восстановления основных конституционных прав и свобод граждан, политических партий и общественных объединений, и прежде всего создания условий для проведения в стране свободных демократических выборов во все легальные органы власти. В этом плане мы всемерно поддерживаем политическую акцию Верховного Совета, объявившего о назначении на 16 мая 1999 года выборов нового Президента страны. По данным национального опроса, проведенного НИСЭПИ в октябре 1998г., лишь 21,6% граждан было согласно с продлением президентских полномочий Лукашенко без выборов еще на два года - до 2001 года. Это абсолютное меньшинство электората. Очевидно, что проведение этой акции способно усилить политическую активность населения, поднять его на борьбу за восстановление своих неотъемлемых прав и свобод. В связи с противодействием со стороны Лукашенко проведению таких выборов, его режим в глазах как белорусской, так и международной общественности станет в де-юре не легитимным. С июля с.г. нынешний президент окажется вне закона. Для Лукашенко союз с Россией - это последняя попытка удержаться у власти и избежать ответственности за содеянное. Возможно, лучшим выходом из кризиса в условиях установившейся в стране диктатуры было бы достижение конституционного соглашения хотя бы по одному вопросу - о проведении свободных и справедливых выборов Президента страны. Однако это невозможно без всенародного давления на диктаторский режим при активной поддержке международной общественности. Решение отстраненного от реальной власти Верховного Совета об объявлении выборов президента в конституционный срок - важная составляющая борьбы за демократию и восстановление законной власти в стране.

Сегодня количественно и качественно протестный электорат, безусловно, превосходит электорат власти. Мы убеждены, что при условии создания общего избирательного блока демократических сил, в который вошли бы ведущие политические партии, профессиональные союзы, молодежные и женские организации, а также различные общественные объединения и неправительственные организации, при поддержке европейского сообщества и демократической общественности России, у оппозиции есть шанс добиться от режима Лукашенко реального гарантирования белорусскому народу права на свободный выбор своего дальнейшего пути. Победа на президентских выборах кандидата от демократической оппозиции означала бы восстановление в стране Конституции 1994 года, демократии и верховенства закона.

Сегодня мы должны заявить о консолидации, направить усилия на создание общего Избирательного блока, выдвижения командного кандидата в президенты на базе согласованной платформы и программы. На роль такого кандидата ОГП предложила Геннадия Карпенко, известного в стране политика: в прошлом - директора крупного завода, мэра г. Молодечно, лауреата государственной премии, сегодня - заместителя председателя Верховного Совета, члена-корреспондента Национальной академии наук. Убежден, что протестный электорат мог бы поддержать этого командного кандидата. Не менее достойной является кандидатура бывшего премьер-министра страны Михаила Чигиря. Убежден в возможности объединения политических сил, стоящих за этими и другими политиками. У белорусского народа немало подготовленных государственных деятелей, способных создать эффективную команду для вывода страны из пучины конституционного, государственного и социально-экономического кризиса, возврата на столбовую дорогу цивилизации. Обязанность демократических сил - определиться с единой командой на базе согласованной платформы и экономической программы.

В условиях диктатуры у оппозиции отсутствует возможность диалога с собственным народом. В этих условиях выборы, в том числе и назначаемые нелегитимной властью, дают демократам уникальную возможность легального доступа к электорату и, что еще важнее, доступа самого электората к политическому процессу, возможность осуществить свои права на свободу выражения мнений и убеждений, свободу собраний и митингов. По данным НИСЭПИ, чувство ущемлённости, изоляции от политического процесса владеет сегодня не только оппозицией, но и широкими слоями общества. Так, 76,4% опрошенных считает, что в стране не соблюдается право на свободу мнений, убеждений и их выражения, 68,2% - на свободу собраний, митингов и шествий, 58,4% - на право избирать и быть избранными в органы власти. Поэтому не воспользоваться выборами как возможностью доступа оппозиции к обществу, а общества к политическому процессу было бы не просто политической ошибкой, но упущенным шансом для всех приверженцев демократии.

По мнению ОГП, бойкот выборов в законные органы власти, даже если они назначаются нелегитимной властью, - крайняя мера. Главное для страны - чтобы выбор народа был свободным, гарантированным от фальсификации. Однако в условиях, когда правящий режим еще задолго до выборов отстранил наиболее политически активную часть общества от участия в выборах, Объединенная гражданская партия вынуждена была принять решение о своем неучастии в выборах в местные Советы. В то же время ОГП намерена всемерно использовать предоставляющиеся возможности для распространения идей демократии, свободы и рыночных преобразований.

В заключение позвольте выразить уверенность, что белорусский народ в состоянии реализовать свою национальную идею, защитить свою государственность и свободу. Жыве Беларусь!

Текст выступления профессора С.А. Богданкевича на II Конгрессе демократических сил, проходившем в Минске 29-30 января 1999 года.


Содержание номера