Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

2002, N1(12)

РЕЗЮМЕ

СТРАНИЧКА РЕДАКТОРА
В редакционной статье главный редактор делится своими размышлениями о концепции власти характерной для белорусского общества. По его мнению, главная особенность этой концепции состоит в том, что в ней нет места разделению властей. Власть в сознании белоруса приобрела почти сакральный, чуть ли не божественный характер. И хотя обыватель власть не любит, но боится её и уважает, так она обладает силой и стоит над законом. Именно эта модель взаимоотношения власти и закона, сформировавшаяся в годы советской власти, культивируется нынешним режимом.

ИНТЕРВЬЮ с профессором, доктором исторических наук Анатолием ГРИЦКЕВИЧЕМ

В интервью главному редактору журнала Анатоль Грицкевич охарактеризовал правовую ситуацию в Беларуси времён Великого Литовского княжества. Он подробно рассказал о правовом положении различных социальных слоев тогдашнего белорусского общества. Основным правовым документом средневековой Беларуси являлся Статут Великого Литовского княжества, который действовал до 1840 года. Ученый сравнил правовое положение белорусской шляхты с российским дворянством и пришёл к выводу, что в Беларуси шляхта обладала большими правами, что в юридическом отношении она имела равные права с магнатами и представителями королевской власти. По его мнению, великий князь литовский, он же король польский, был зависим от шляхты и должен был следовать нормам, зафиксированным в Статуте, а также подчиняться решениям Сойма и другим законам.

Alexander PUGACHEV
Why does "the strong" President support the rule of law?
The proposed article deals with the problems of the Belorussian state-legal system transformation in the contemporary period. The author attempted to derive the reasons of the Belorussian law crisis. He carries out the comparative analysis of the Belorussian, Russian and Ukrainian Constitutions to define the way of the rule of law principle stipulation in their texts.

In frames of the competency theory the volumes of the legislatorial rights for the Parliament and for the President are compared. The author explains the difference between the categories: "rule of law (meaning the law as the concrete legal Act)" and "rule of law (meaning the law as the whole system of the legal norms)".

The rule of law principle is considered in the democratic ideas context. The modern legal reality in Belarus is estimated by the author from the point of view of the Romanistic-Germanic law tradition.

КРУГЛЫЙ СТОЛ ЮРИСТОВ И ПОЛИТОЛОГОВ "ВЛАСТЬ И ПРАВО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА"

Участие в дискуссии приняли юрист, заместитель председателя ОГП А.О.Добровольский, кандидаты юридических наук С.А.Калинин и А.Е.Левшунов и главный редактор журнала "Открытое общество", политолог М.К.Плиско.

По мнению М.К.Плиско в истории человечества нет ничего более загадочного и одновременно сложного, чем понятие "власть". Хотя природа власти теснейшим образом связана с правом и правовой культурой общества, политики не всегда осознают обусловленность своих действий типом власти, характерным для их страны. Закон, не соответствующий представлениям элиты и общества о том какой должна быть власть, не будет исполняться. Именно это привело к тому, что в 1996 году А.Лукашенко удалось заменить Конституцию 1994 года новой, в которой не осталось и следа от былой концепции разделения властей. Это привело к установлению авторитарного режима, что лишний раз подтверждает истинность утверждения, что всей власти никому отдавать нельзя, иначе она может возвыситься над теми, кто её породил.

А.Е.Левшунов подчеркнул, что модель власти, реализуемая в Беларуси, ни коем образом не следует европейской традиции, что разделение властей носит чисто номинальный характер. По его мнению, именно потому, что концепция власти у нас больше соответствует восточной традиции, нежели европейской, А.Лукашенко и удалось на протяжении очень небольшого по историческим меркам периода изменить систему власти и сосредоточить всю власть в своих руках. Причины несопротивления общества подобному повороту событий уходят своими корнями в традиции православной церкви. На Западе понятия "власть" и "закон" в сознании и элиты, и общества онтологически чётко разделены. У нас же, в массовом сознании эти понятия слиты, не разделены. Власть - это и есть закон, что хочет власть, то должен выполнять и народ.

По мнению А.О.Добровольского, функцией власти является установление такого порядка, при котором обеспечивается выполнение договоров и соглашений, заключённых между собой людьми. Это означает, что источником власти являются сами граждане и что они имеют полное право менять власть, если сочтут, что её действия по координации деятельности их не устраивают. Практика развития европейских государств показала, что власть может быть только тогда эффективной, когда она ограничена и разделена. Причём эти ограничения должны касаться всех субъектов власти: и монарха, и парламента, и судебной власти. А.О.Добровольский подчеркнул, что политики и юристы не должны слепо следовать позитивистской традиции и забывать о ценностной стороне права.

С.А.Калинин подчеркнул, что мы не может механически переносить понятия и концепции, порождённые одной цивилизацией, в условия другой, что, говоря о концепции разделения властей, необходимо учитывать тот факт, что она возникла в католическо-протестантских странах. Беларусь же, находящаяся на цивилизационном разломе, формировалась в своей основе преимущественно как православная страна. С.А.Калинин считает, что концепции разделения властей не может быть некой идеальной, приемлемой для всех, что каждая страна в ходе своего исторического развития выработала свою собственную модель разделения властей. И прежде чем решить для себя нужно ли нам использовать западные концепции права, следует помнить, что большинство стран мира ими не пользуются.

Кэтрин ХЕНДЛИ, доцент права и политологии Университета Висконсин-Мэдисон, США

ПЕРЕПИСЫВАЯ ПРАВИЛА ИГРЫ В РОССИИ: СПРОС НА ПРАВО - ЗАБЫТЫЙ ВОПРОС

В статье Кэтрин Хендли рассматривается проблема, которая является важной не только для России, но и для всех постсоветских стран - проблема спроса на законодательные акты со стороны юридических и физических лиц. По мнению Кэтрин Хендли, спрос на право в первую очередь должен возникнуть у участников экономической деятельности и лиц, ставших частными собственниками. Причину необращения руководителей предприятий к судебным органам и праву она видит не только в привычке решать проблемы по-старинке, т.е. с помощью связей в верхних эшелонах власти, но и в боязни потери власти при взаимодействии с другими субъектами хозяйствования. Причину низкого спроса на право автор видит и в том, что новые законы, в основе которых лежит правовой опыт западных стран, не соответствуют правовой культуре российского общества. То, что срабатывает в Западной Европе или Соединенных Штатах, может быть неподходящим для России, где рыночные отношения еще только проходят этап становления. Одну из причин низкого спроса на право Кэтрин Хендли видит в том, что, делая широкомасштабные заявления о поддержке идеалов правового государства, правительство России по привычке делает исключения из закона для себя и своих чиновников.

Наталия ВАРЛАМОВА, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ: И БУДУЩЕЕ РОССИИ?

Статья Н.Варламовой продолжает рассмотрение проблемы "спроса на право", которая была поднята Кэтрин Хендли. Причину низкого спроса на право Н.Варламова видит в том, что в России, в отличие от западноевропейских стран, законы должны обеспечивать не только правовой порядок, но и справедливость. Если на Западе каждый принятый закон является правовым, а значит и справедливым, то в России справедливость по-прежнему увязывается с уравнительными представлениями о должном, хорошем и правильном, в которых нет места частной собственности и социальным отношениям, основанным на свободе и формальном равенстве участников рыночных отношений. Это является причиной существования в России правового нигилизма, парадоксального состояния, при котором есть частная собственность, но нет свободных собственников и гражданского общества, а, следовательно, нет и нормальных отношений, основанных на праве.

Константин ДОРРЕНДОРФ

ОСТОРОЖНО: СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

По мнению К.Доррендорфа, представления о справедливости в своей основе являются неправовыми и возникают тогда, когда появляется потребность выйти за пределы закона, встать над ним. Справедливость - дамоклов меч над правом, её квинтэссенцией является правовой нигилизм. Понятие справедливости незримо разрушает в массовом сознании слабые ростки правосознания. К.Доррендорф считает, что антагонизм права и справедливости коренится в вопросе о власти. Когда закон подчиняется власти, остается уповать на справедливость. И. наоборот, власть для обоснования своего примата над законом часто прибегает к понятию справедливости, которому в этом случае можно дать определение: произвол, освященный общественным мнением.

Iван САВЕРЧАНКА, доктар фiлалагiчных навук

КЛЮЧАВЫЯ КАТЭГОРЫI СУЧАСНАЙ ТЭОРЫI ЎЛАДЫ I ДЗЯРЖАЎНАСЦI Ў АСПЕКЦЕ НАЦЫЯНАЛЬНЫХ ТРАДЫЦЫЙ

В статье И.В.Саверченко дана характеристика основных категорий современной концепции власти и государства через призму национальных традиций. Этими категориями являются - демократия, право, свобода, разделение власти и функции государства. Автор подчёркивает огромное значение, которое оказали на развитие государства и права Статуты Великого Литовского княжества, принятые в XVI веке, а также деятельность Франциска Скорины и Льва Сапеги. Для современной Беларуси, по мнению И.В.Саверченко, наиболее актуальной проблемой в области государственного строительства является проблема достижения реального разделения властей. Саму же концепцию разделения властей автор относит к наиболее значительным достижениям развития человеческой цивилизации.

Валерый АРЦIШЭЎСКI, намеснiк старшынi БСДГ

IДЭАЛАГIЧНЫЯ ПРАБЛЕМЫ БЕЛАРУСКАЙ ДЭМАКРАТЫ_

В статье В.А.Артишевского говорится, что проблемы белорусской демократии следует искать в идеологической сфере. По мнению автора, белорусские партии стоят перед необходимостью идеологического обоснования программ своей деятельности. Без чётко сформулированной идеологии партии не могут рассчитывать на приход к власти. Идеологические концепции и доктрины должны базироваться не только на историческом опыте развития человеческой цивилизации, но учитывать современные тенденции развития белорусского общества. В.А.Артишевский считает, что сегодня все жизнеспособные идеологические концепции должны основываться на новейших достижениях науки, в первую очередь на фундаментальном принципе самоорганизации материи.

Архив: военное положение в Польше

В рубрике "Архив" приводится текст Заявления Государственного совета Польской Народной Республики от 13 декабря 1981 года, в котором говорилось о введении в Польше военного положения и речь генерала Войцеха Ярузельского, в которой он обосновывает необходимость его введения.


Содержание номера