Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

2001, N1(10)
Вячеслав БОБРОВИЧ,
доцент, кандидат философских наук

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ - "ЗА" И "ПРОТИВ":
МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ ИЛИ ЛЕКАРСТВО ДЛЯ БОЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Общество не может жить без общественных идеалов. Крах коммунистической утопии и последовавшая за ним "деидеологизация" не приводит к тотальной рационализации общественного сознания. Известный исследователь социальной мифологии французский философ Ж.Сорель писал: "Каждое общество нуждается в каком-либо великом мобилизующем мифе". Подобно человеку, утратившему надежду на будущее, общество без идеалов неизбежно деградирует. Его поражают самые разнообразные общественные болезни - от социальной анемии до коррупции. Яркий пример тому - современное белорусское общество. В свое время политические элиты и лидеры не смогли предложить белорусскому народу достойного политического проекта, лишив его тем самым и надежды на будущее. Роль общественных идеалов играют мифологизированное прошлое и сиюминутные задачи на "выживаемость" - битвы за урожай, очередное повышение зарплаты, интеграция с Россией.

На заре перестройки, в начале 90х, в российских журналах разгорелась дискуссия на тему государственной идеологии [1]. Обсуждались вопросы о том, что означает это понятие в современных условиях и какая национально-государственная идеология нужна обновленной России. Предполагалось, что государственная идеология должна обеспечить столь необходимое в переходный период общественное согласие, обозначить общезначимые цели и ценности. При этом некоторые исследователи отмечали амбивалентность самого понятия "государственная идеология", его способность служить как во благо, так и во вред обществу. Подобно понятию "демократия", оно меняет свое содержание в зависимости от того, кто его использует. Государственная идеология способна служить как обновлению общества, так и консервации его проблем. В одном случае она выступает средством формирования демократической политической культуры, просвещая и обучая граждан пользоваться приобретенной свободой. В другом - средством манипуляции общественным сознанием и достижения конкретных политических целей.

В Беларуси дискуссии о государственной идеологии были инициированы президентом страны А.Лукашенко. С самого начала их цель была четко определена - придать политическому режиму дополнительную легитимность, вернуть белорусскому народу утраченные за годы перестройки социалистические "иллюзии". Особенно насыщенными в этом отношении стали 1998-99 годы. Многочисленные совещания на высшем уровне и встречи с академической общественностью были посвящены совершенствованию идеологической работы с "трудящимися", поиску новой "созидающей" утопии. В результате появилась триада "новых" ценностей в виде "сильной президентской власти", "социально-ориентированной экономики" и "христианских (читай - православных) ценностей". Новыми их назвать можно лишь условно. Формула режима правления в царской России, выдвинутая в начале XIX века министром просвещения С.С.Уваровым, звучала очень похоже - "православие, самодержавие, народность". Она была призвана обеспечить мощь и величие Российской империи и в качестве официальной теории насаждалась в школе, университетах, армии, государственном аппарате. В белорусском варианте абстрактную "народность" заменила более соответствующая духу времени (проводимой А.Лукашенко политике) "социальная ориентация".

Мечта о "сильной руке" и порядке не один десяток лет согревала душу советского человека. В условиях переходного общества сильная президентская власть обладает несомненными преимуществами перед парламентским правлением [2]. Она избавляет от ненужных споров, помогает сконцентрировать усилия на решении важнейших задач. Однако это верно лишь в том случае, если в стране действительно проводятся демократические реформы. Сильная власть при этом рассматривается в качестве не идеала, а вынужденной меры. Утверждение авторитаризма в качестве общественного идеала не способствует демократизации белорусского общества. Вместо того, чтобы воспитывать у граждан самостоятельность и инициативу, он консервирует их патриархально-патерналистскую политическую культуру. Белорусского президента не случайно называют в народе "батькой". Сконцентрировав в своих руках всю полноту власти, он избавил от необходимости принимать политические решения, делать просвещенный выбор. Приученные к постоянной опеке со стороны государства, белорусы легко отказываются от нежданно "свалившейся" на них свободы, а вместе с ней и от ответственности за ее использование.

Социально-ориентированная экономика призвана сыграть роль "белорусской мечты". Не случайно она заменяет в триаде "народность". Говорим "народ" - подразумеваем "социально незащищенные слои населения". Однако "социальные завоевания трудящихся", о которых так долго твердили коммунисты, давно стали достоянием всего цивилизованного человечества. Социальное государство представляет собой более высокую ступень в развитии правовой демократической государственности и нацелено на смягчение последствий экономической конкуренции. Такую роскошь, как обеспечение каждому члену общества достойного уровня жизни, может позволить себе лишь государство с высокоразвитой экономикой. Республике Беларусь "социальность" досталась в наследство от СССР. В условиях полуразрушенного хозяйства она означает лишь одно - "равенство в нищете". Вместо увеличения общественного пирога государство по-прежнему озабочено его "справедливым" распределением. "Раздутая" социальная политика выгодна правящему режиму. Экономическая зависимость от государства делает людей более послушными и управляемыми.

Христианские ценности занимают в сознании современного белоруса достаточно скромное место. Годы атеистической пропаганды не прошли даром. Гораздо больше его волнует мысль о дополнительном заработке, нежели о спасении души. Однако объединение граждан на базе общей конфессиональной принадлежности и не является задачей правового государства. Будучи отделенным от церкви, оно признает моральную автономию личности - ее право на самоопределение в вопросах веры и морали. Кроме того, опора на христианские ценности оставляет за пределами гражданского сообщества представителей других конфессий. Современное общество, и белорусское в этом смысле не исключение, полиэтнично и многоконфессионально. Задачей государства в современных условиях становится создание условий для их мирного сосуществования и развития. Диалог культур, способность к компромиссам, толерантность - основы современной демократической государственности.

Научную проработку государственной идеологии в Беларуси осуществляет Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь. В 1999 году увидела свет книга [3], подводящая итог проводимым с 1997 года научно-исследовательским разработкам по теме "Идеология белорусской государственности: концепция, модель, программа реализации". В этой работе можно найти многое. В ней обозначены основные тенденции научно-технического развития, даны долгосрочные - традиционные и альтернативные - сценарии развития цивилизации. Несколько затушевано, но все же просматриваются и собственно идеологические пристрастия авторов - критика либерализма и индивидуализма, возрождение "духа общинности и коллективизма", борьба с "паразитическим вирусом" инфляции путем "замораживания" цен и пр. Нет в ней главного - общественного идеала (способного заполнить образовавшийся в сознании беларусов идеологический вакуум).

Следует отметить, что отсутствие какой-либо позитивной программы является характерной чертой всех идеологических построений, выполняемых по "госзаказу". Большинство публикаций на тему государственной идеологии в Республике Беларусь, подготовленных "государственными идеологами", воспроизводят пустые, ничего не значащие штампы вроде "белорусского пути развития" и "простых, понятных каждому честному человеку истин" [4]. "Наши граждане требуют не политических игр, - пишет М. Мясникович, - а справедливости, солидарности, взаимопомощи, социально-политического единства власти и народа. Это и есть та идеологическая система ценностей, в которой сегодня живут государство, общество и человек" [5]. Причина подобного "бесплодия" вполне объяснима. Тайная "любовь" к марксизму не может быть высказана публично. Это учение себя достаточно дискредитировало в глазах мировой общественности да и белорусского общества. Изобрести что-то новое, свое, соизмеримое по масштабам, - не по зубам.

Лучше всего об идеологии белорусской государственности образца 90-х гг. говорит проводимая А.Лукашенко политика. Вместо того, чтобы обеспечивать базовый ценностный консенсус, она несет в белорусское общество раскол и противостояние. Ни в одной другой стране бывшего СССР борьба старого с новым не приняла столь ярко выраженные, "классические" формы. Словно в древних мифах, силы добра и справедливости олицетворяет один человек - президент страны. Его оппоненты, соответственно, предстают как воплощение сил зла, тьмы. Общество расколото на две части - так называемый "электорат Лукашенко" и его противники. Среди первых преобладают люди пенсионного возраста, с низким уровнем образования и дохода, жители деревень. Наиболее активная часть населения - молодежь, предприниматели, люди творческих профессий - оценивает нынешний политический режим резко отрицательно. В условиях проводимой экономической политики они не видят для себя никаких перспектив. Единственное, что в последние 2-3 года роднит и тех и других, так это постоянно снижающийся уровень жизни. Сегодня не только традиционно социально незащищенные слои населения, но и большая часть среднего класса проживает за чертой бедности. Проводимая в Беларуси экономическая политика не имеет каких бы то ни было конструктивных целей. Она характеризуется отсутствием реформ, "проеданием" накопленного в прошлом научно-технического потенциала, уверенным движением по пути к экономической катастрофе. Подобного рода государственная идеология - это путь в никуда.

Поиск национально-государственной идеологии - это не только политический, но и моральный выбор. Гораздо проще говорить народу то, что он хочет слышать. Идти за ним легче, чем вести его за собой. Популистские программы обладают завидной способностью объединять народные массы во имя "высоких" целей. При этом объединение одной части общества влечет за собой подавление другой. Люди легко поддается соблазну обнаружить корень всех бед не в себе, а в ком-то другом. Неважно, кто они - национальные меньшинства, "враги народа", просто богатые и обеспеченные. Стремление любой ценой удержать власть заставляет политического лидера раздавать заведомо невыполнимые обещания, осуществлять мероприятия, нацеленные исключительно на поддержание падающего рейтинга.

Выбор, который сделал А.Лукашенко, не в пользу высоких идеалов Просвещения. Он не ставит своей целью вести за собой народ, воспитывая в нем гражданские добродетели и высокие моральные качества. Как раз наоборот, с первых лет своего правления он подыгрывает далеко не лучшим его устремлениям. Как писал в 1996 году в своей статье "Беларусь во мгле" безвременно погибший журналист и политик А.Майсеня: "Президент Лукашенко паразитирует на темных сторонах сознания, разжигая массовую истерию, смешивая патриотизм с ненавистью к "врагам народа", чувство справедливости с завистью и злобой к "коммерсантам-эксплуататорам". С тех пор мало что изменилось. В стране по-прежнему насаждается культ бедности, разжигается классовая ненависть, подавляется всякое проявление предприимчивости и свободомыслия. "Народный" президент полагает, что именно таким образом он выражает интересы белорусского народа.

Проводимая А.Лукашенко политика, так же как и положенная в ее основу государственная идеология, не способствуют лечению больного общества. Если уж до конца использовать медицинскую терминологию, то это не столько лекарство, сколько наркотик, помогающий безнадежно больному забыть о болезни. Однако спекуляции вокруг государственной идеологии - не повод для того, чтобы вообще отказаться от использования этого понятия. Как показывает опыт демократических реформ в странах Восточной Европы, в политической культуре переходного общества доминируют материальные ценности [6]. В этих условиях государственная идеология могла бы способствовать формированию гражданского самосознания, помочь избавиться от социальной пассивности и иждивенчества. Еще большую актуальность она приобретает в Беларуси, главной проблемой которой как раз и является политическая культура. В свое время немцы не постеснялись назвать процесс избавления от бациллы национал-социализма "перевоспитанием" нации. Это серьезная и кропотливая работа, которая под силу лишь объединенным усилиям государства и гражданского общества. Даже если предположить, что в силу благоприятного стечения обстоятельств в стране в ближайшее время произойдет смена политического руководства, новым политическим элитам все равно придется ее решать.

Одно из заблуждений перестроечного периода - представление о демократии как об обществе без идеала. Сознание советского человека надолго сохранило миф о меркантильности и бездуховности Запада. Последовавшую за перестройкой деидеологизацию многие восприняли как неизбежную утрату духовно-нравственных ориентиров, свойственную демократическому образу жизни в целом. Действительно, демократия не допускает чьей бы то ни было монополии на истину, а значит, и господства какой бы то ни было идеологии. Не часто используется и понятие "государственная идеология". В массовом сознании идеология связывается с партикулярными интересами отдельных социальных групп, в то время как государство должно защищать интересы общества в целом. Однако по сути государственная идеология существует. Она определяет цели и задачи демократического государства и сконцентрирована в его конституции. Именно здесь расставляются все точки над "i" в вопросах взаимоотношений между личностью и властью, определяется, кто кому служит и кто кого контролирует. Конституция символизирует договор между гражданами о том, каким они хотят видеть общественный порядок, что в данном сообществе полагается в качестве социальной и политической справедливости. В ней зафиксированы основополагающие принципы демократического правления: порядок избрания органов власти; правила, регулирующие деятельность государственных чиновников; способы разрешения возникающих в обществе конфликтов. Положенные в основу конституции идеи и ценности обеспечивают демократическому обществу базовый ценностный консенсус. Конституция - это не только настоящее, но и будущее. В каком-то смысле она всегда "на вырост".

Внедрение государственной идеологии в общество осуществляется через систему гражданского образования. Она создается государством при активном содействии институтов гражданского общества - фондов, общественных и политических организаций, церкви. Гражданское образование обеспечивает постепенное вовлечение индивида в общество, его становление в качестве самостоятельного субъекта социальных и политических отношений. Чтобы стать гражданином, необходимо знать, как устроено и функционирует демократическое государство, приобрести навыки политического участия, научиться обсуждать и решать общественные проблемы, научиться строить свои отношения с властью и обществом на правовой основе. Благодаря гражданскому образованию в обществе обеспечивается преемственность традиций и ценностей, формируется доверительное отношение граждан к социуму, уважение к существующим политическим институтам и общественному порядку.

Демократия имеет свои слабости и противоречия. О ее неспособности совладать со свободой убедительно писал еще Платон. "Сложные" отношения демократии (равенства) со свободой отмечал французский философ А.де Токвиль. ХХ век показал на практике, как демократия становится тоталитарной, т.е. выражающей волю большинства и в то же время подавляющей права и свободы личности. Философские попытки примирения индивидуальной свободы и коллективной власти породили теорию общественного договора. В своем либеральном варианте она стала идейным фундаментом современной концепции правового государства. Одной из причин дискредитации образа демократии в постсоветском обществе стало непонимание амбивалентности власти и демократической формы правления. "Государственная власть, исходящая от народа, представляет собой противоположность индивиду, она - самый мощный гарант конституционной свободы и ее наиболее опасный противник" [7]. Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо придать демократии правовой (либеральный) характер. "Демократия, - пишет немецкий правовед И.Изензее, - становится свободной формой государства лишь тогда, когда она обладает конституцией правового государства, подчиняется либеральным основным правам и уважает области, не поддающиеся голосованию" (там же).

Гражданское образование отражает присущие демократии противоречия и сочетает две взаимоисключающие традиции. Одна из них - традиция классического республиканизма - берет свое начало в рассуждениях о политике Аристотеля и находит свое законченное выражение в учении Ж.-Ж.Руссо. Другая - либерального индивидуализма - связана с именем английского философа Дж. Локка. Именно она положена в основу концепции правового государства. Первая делает упор на воспитание чувства гражданственности, способности гражданина участвовать в государственных делах (политике), заботиться об общем благе. Вторая - на осознание своих прав и свобод, умение ими пользоваться и отстаивать, воспитание чувства чести и личного достоинства. Если первая учит думать и заботиться о себе, то вторая - о других, об обществе в целом. Обе традиции в равной степени важны. Абсолютизация одной из них ведет к различным перекосам в политическом поведении. Коллективизм приводит к подавлению индивидуальности (понимаемой как уникальность, непохожесть на других). Индивидуализм чреват социальной и политической пассивностью, самоустранением граждан от участия в общественной жизни. Это может привести к власти эктремистски настроенные элементы и тем самым погубить демократию. Гражданин существует в двух "ипостасях". Как представитель народа, именно в этом качестве участвующий в политике, и как член общества, сохраняющий свою свободу и независимость от других (индивидуальность). Личное и коллективное дополняют друг друга. Законопослушный гражданин - сознает свои обязанности перед обществом и государством, неукоснительно соблюдает его законы. Суверенный гражданин - является хозяином самому себе, творцом своей судьбы.

Своя система гражданского образования была и в СССР. Она представляла собой хорошо отлаженную идеологическую машину, нацеленную на изменение общественного сознания и воспитание "строителя коммунизма". Ей нельзя отказать в эффективности. Белорусы до сих пор не могут избавиться от убеждения, что еще недавно жили в самом передовом и справедливом обществе. Патриотическое воспитание и идеологическая обработка мозгов осуществлялась на всех уровнях образования - начиная со школы, где господствовала советская педагогика, и кончая вузом, с его "классическим" набором предметов в виде марксистско-ленинской философии, научного коммунизма, политической экономии (этики, эстетики и др.). В переходном обществе ситуация иная. Демократические институты находятся в стадии своего становления. Прежняя система гражданского (идеологического) образования разрушена, новая еще не создана. Школа, долгие годы воспитывавшая "строителя коммунизма", теперь воспитывает разве что абитуриента. Растерянные, задавленные материальными проблемами и учебной "нагрузкой" преподаватели едва ли способны сами разобраться в сути происходящих перемен, не говоря уже о том, чтобы воспитывать гражданственность и вселять социальный оптимизм. Им не хватает политических знаний, уверенности в будущем и - самое главное - ценностных ориентиров. Отсутствие внятной государственной идеологии лишает школу ее воспитательной миссии.

Итак, подведем некоторые итоги. Государственная идеология Республики Беларусь образца 90-х гг. не выдерживает критики. Вместо образа желаемого будущего она рисует картину окрашенного ностальгией прошлого. Не воля большинства, на которую так любит ссылаться президент, а права и свободы личности являются фундаментом современной демократической государственности. Государственная идеология Республики Беларусь находит свое концентрированное выражение в ее Конституции. Нам еще предстоит пройти долгий и трудный путь, прежде чем заложенные в ней принципы будут реализованы на практике. В этом смысле она еще долго будет "на вырост". Правовое государство, рыночная экономика, достойный уровень жизни - все это пока еще в проекте. Поиски государственной идеологии за пределами Конституции не имеют смысла. Их цель очевидна - оправдание проводимого президентом политического курса. (Одна из скрытых "пружин" этих инициатив - несогласие с заложенными в Конституцию принципами правовой государственности.)

В правовом демократическом государстве есть две идеи, имеющие высокое гражданское звучание - идея прав человека и идея республиканского правления. Первая делает упор на интересы личности, ее прав и свобод. Вторая - на гражданское самосознание, участие в общественных и государственных делах. Гражданское образование соединяет эти идеи в процессе обучения демократии. Подобного рода государственная идеология служит созданию условий для решения главной задачи государства - оптимального сочетания частных и общественных интересов.

Демократия - не часы, заведенные на все времена. Приходят новые поколения, для которых ценности свободы, демократии, прав человека еще не стали значимыми. В переходном обществе они еще не стали таковыми и для "взрослой" культуры. Обучение демократии ставит целью научить человека жить в условиях свободы. За годы перестройки в массовом сознании сформировался негативный образ демократии как господства вседозволенности и беспредела. Основоположник либеральной идеологии Дж.Локк предупреждал, что свобода может существовать только в рамках закона. В противном случае она превращается в анархию.

Обучение демократии - это воспитание самостоятельности, способности к ответственным решениям. Советское государство приучило граждан к постоянной опеке. Завышенные социальные ожидания, иждивенчество и пассивность - характерные черты советской политической культуры. Неспособность народа делать просвещенный выбор - питательная почва для популизма. Чтобы отличить ложь от правды в предвыборных обещаниях политических лидеров, необходимы элементарные знания об обществе, государстве, политике. Обучение демократии помогает гражданину осознать свои права и свободы, учит ими пользоваться и отстаивать. Даже если виновником их нарушений является государство. Гражданство и гражданственность в условиях демократии это не только политико-правовая связь индивида с государством, но и его включенность в гражданское общество. В этом качестве он учится контролировать государство, участвовать в его управлении.

Заполнить идеологический вакуум в сознании белорусов может (и должна) идея прав человека. Она становится мировоззрением современной эпохи, обеспечивающим условия самоактуализации личности внутри государства, возможности межкультурного диалога и коммуникаций за его пределами. В отличие от "классических" идеологий прошлого, идеология естественных прав имеет гораздо более конкретный и гуманный характер. Она не призывает верить в "светлое завтра" и жить "ради будущих поколений". Она утверждает самоценность человеческого существования и право каждого индивида на счастье. Она не противопоставляет одну социальную группу другой и выражает интересы отдельной личности независимо от ее пола, возраста, конфессиональной и этнической принадлежности. Какая еще идеология могла бы примирить столь расколотое общество, каковым стала Беларусь за годы правления А.Лукашенко?

Обучение правам человека - это не просто усвоение некоторой суммы знаний. Это формирование нового мировоззрения, новой политической и духовной культуры. Ее слагаемые - чувство личного достоинства (уважение к своей персоне, осознание своей значимости), самостоятельность (способность к ответственным решениям и просвещенному выбору), толерантность (готовность позволить другому быть другим, иным), солидарность (чувство сопричастности к происходящему вокруг), ответственность (способность соизмерять свою свободу со свободой других), критическое отношение к власти, способность к компромиссам. Такие изменения не происходят в одночасье, но ускорить их можно. Для этого используются современные методики обучения. Они нацелены не на контроль и подавление, а максимальное раскрепощение личности. Существует богатый опыт их использования в различных странах и регионах. Мир поделится с нами, будь на то наше желание и воля.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. напр.: Ильин В.В., Ильина Т.А. Россия: опыт национально-государственной идеологии. // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Социально-политические исследования, 1993, № 1.

2. Достаточно убедительно на эту тему высказался политолог В.Карбалевич в материалах Круглого стола на тему: "Какой быть Беларуси: президентской или парламентской?" // Адкрытае грамадства, 2000, № 1(7).

3. См.: Модель устойчивого развития Республики Беларусь: идеология, система управления, механизм реализации в союзе с Россией. М.А. Ермолицкий, Е.П.Сапелкин, Е.Г. Слука, А.Н.Тур, А.Т.Юркевич. Мн., Технопринт, 1999.

4. См., например: Идеология белорусской государственности: проблемы теории и практики. Материалы научной конференции 12 ноября 1998 года. Мн., ИСПИ, 1998.

5. Мясникович М. За идеологию, выражающую правду жизни, защищающую интересы народа. // Беларуская думка, 2000, № 5, с.6.

6. См.: Г.Майер. Политическая культура Восточной Европы: взгляд со стороны. // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Социально-политические исследования, 1994, № 5.

7. Изензее И. Конституционные права и демократия. // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Социально-политические исследования, 1993, № 1, с.7.


Содержание номера